21.06.2013
Сын известного поэта, кинокритика, историка искусств, Бернардо Бертолуччи небезуспешно баловался стихами, изучал современную литературу и философию, ассистировал начинающему Пазолини на съемках «Аккатоне». Этот «Нищий» и перевернул его жизнь — плюнув на учебу, восприимчивый сорванец вступил в компартию и ринулся в кино.
Начиная с дебютной «Костлявой кумы» 1962 года ни одна премьера режиссера не обходилась без триумфа и скандала — в данном случае различием можно пренебречь. Сквозным мотивом его картин стала тема двойничества — скользкой, изменчивой сексуальности-социальности человека ХХ века. Из фильма в фильм необузданные герои Бертолуччи попирали расхожие представления о добре и зле: в буржуазном обществе, ограничивающем свободу самопознания, нивелирующем ценность труда, иначе не выжить — любовь, семья, работа, творчество, повседневность требуют освобождения любой ценой. Храня верность левым идеям своего поколения, режиссер дальше других продвинулся в изучении природы бунтующих современников, из фильма в фильм исследуя поля сражений за самостоянье Человека.
Самым скандальным откровением мастера стала эротическая драма «Последнее танго в Париже» — картина о зыбкой призрачности любви и невыносимости ее уз в мире, обожравшемся социальной нормой. Свободу от условностей дарит лишь чувственная агрессия, страсть; возвращение в лоно общественной жизни уничтожает сексуальность заодно с персонажем. Эффектно эксплуатируя эту схему, в самых сильных моментах режиссер преодолевает ее догматическую условность — любовь «Последнего танго» превращается в беспощадную битву полов, дарующую волю к жизни. И происходит чудо: рассеяв чары фрейдизма и марксизма, маэстро Бернардо обнажает чистую природу человека, его фиглярство, мечту, правду.
На первый взгляд плакатный, пасторально-чувственный «ХХ век» заканчивается сценой «освобождения труда». Бертолуччи возгоняет ее до абсурда, отрекаясь от любой общественно-значимой цели: финальные кадры славят буйство жизни, беспощадно размалывающей людей любой масти и жизненной силы.
Перемахнув через океан, классик покорил Голливуд поэмой о самом беспомощном и самом мудром повелителе Поднебесной — «Последнем императоре». Поэмой, парадоксальным образом преисполненной не горечи, а света, и удостоенной девяти «Оскаров».
Отрицая социальную рознь настоящего времени, Бертолуччи делит людей на два класса: истинных господ, испытывающих мир на прочность, и рабов, реагирующих лишь на окрики социальной среды. «Мечтатели» — как раз об этом. О красоте и безумии веры в титанов, явленной Возрождением и тайно сберегаемой просвещенной Европой. Именно ее исповедует Бертолуччи.
Кроме упомянутых картин, в программе представлены известные фрески «Маленький Будда», «Ускользающая красота», «Под покровом небес» и ранние работы, знакомые лишь киноманам. Не пропустите «Партнера» — авангардную экранизацию «Двойника» Достоевского с блистательным Пьером Клементи в роли господина Голядкина.