Сотрясаемые смехом, утопаем в море слез

Денис РУЗАЕВ, Сочи

06.06.2013

Таисия Игуменцева вновь сгущает тучи, а Станислав Говорухин уходит из кино. Что 24-й «Кинотавр» пройдет на грани нервного срыва, стало ясно сразу.

На церемонии открытия организаторы встретили гостей малобюджетным мюзиклом о нелегкой судьбе российской киноиндустрии. Главной бедой вокально оплаканной Алексеем Кортневым отрасли, оказалась неувязка ее хилых звеньев. Досталось всем — от беспомощных продюсеров до недоуменных зрителей. По завершении официальной части вокальные «страдания» лидера поддержал весь «Несчастный случай» на столь же непритязательной пляжной вечеринке.

Ощущение катастрофической пропасти, отделяющей таланты от поклонников, усилили первые кинопремьеры.

«Кинотавр» открылся триллером Станислава Говорухина «Weekend». Вольный римейк важнейшего для французской «новой волны» «Лифта на эшафот» Луи Малля оказался невнятным проклятьем современной русской жизни, собранным — на манер лоскутного одеяла — из цитат киноклассиков, путанных убеждений автора и сумбурных актерских работ. Реакцией на тотальный черно-белый коллаж вымученных детективных коллизий и виртуозно вылизанных камерой Юрия Клименко обнаженных женских тел стал нервный смех в зале. Мастера хихиканье уязвило, и он заявил, что раз публика не понимает его фильмов, пришло время уходить из кино. Рискну предположить, Станислав Сергеевич расстался с надеждой удовлетворить ожидания зрителей лет за десять до официально объявленного ухода. 

Не менее возбужденно встречают конкурсные ленты.

Документальная «Труба» Виталия Манского, прилежно исследовавшая страдания народов, проживающих вдоль российско-германского нефтепровода, вызвала как уныние, так и аплодисменты.

Северный олень в подвале хрущевки и яранга в типовой квартире празднично украсили надрывный плач по горькой доле морячки, налево и направо изменяющей ушедшему в подводное плаванье мужу, в абсурдной драме Юсупа Разыкова.
Более-менее благоприятное впечатление произвела «Жажда» Дмитрия Тюрина — реалистичная, внятная экранизация романа Сергея Геласимова о судьбе изуродованного ветерана чеченской войны.

Показательно-образцовым сюрпризом конкурсной программы стала комедия «Отдать концы» Таисии Игуменцевой. Не лишенная визуальных находок, но абсолютно провальная по драматургии катавасия в ирреальном среднерусском селе. На десять чудиков, дожидающихся конца света среди вселенского потопа, у «девочки-зажигалки» не нашлось ни одного правдоподобного конфликта. Фантазия дебютантки пробудила единственное пожелание: чтобы Армагеддон наконец уже состоялся. И оно чуть не оказалось пророческим — тем же вечером на Сочи обрушился настоящий шторм с ураганным ветром и ливнем, крайне напоминающий тот, что бушевал на экране. Аналогичный разгул стихии наблюдался и в день демонстрации фильма в Канне. Видимо, самой благодарной публикой Игуменцевой будут жители районов, страдающих от засухи.
 
По единогласному решению жюри «Короткого метра» лучшим конкурсным фильмом названа социально-хореографическая драма Тимофея Жалнина «F5». Она же отмечена призом Гильдии киноведов и кинокритиков. Еще жюри отметило дипломами короткометражки «Норма жизни» Евгения Бяло и «Измена» дебютировавшего в режиссуре артиста Григория Добрыгина.