Шерше ля фам в Канне

Алексей КОЛЕНСКИЙ

12.05.2014

на откроется 67-й Каннский кинофестиваль.

Грядущий смотр отличается от прошлогоднего, как день от ночи. На 66-м МКФ соревновались корифеи американского авторского кино, а большинства призов удостоилась интернациональная бригада малоизвестных вундеркиндов. Основные претенденты на «Золотую пальмовую ветвь» 67-го фестиваля составляют франкофонную сборную, объединенную девизом «Шерше ля фам».

Возглавляют команду бельгийцы братья Дарденн с социальной драмой «Два дня, одна ночь»: героине Марион Котийяр предстоит уговорить коллег отказаться от бонусов и премий. Жан-Люк Годар представит 3D-мелодраму «Прощай, речь!». Оливье Ассайас попал в конкурс с роковой драмой о жизни киноактрис «Зильс-Мария» (в ролях — Жюльетт Бинош, Хлоя Морец, Кристен Стюарт). Юный фаворит прошлогоднего Венецианского МКФ — 25-летний канадец Ксавье Долан — попытает счастья с навеянной Хичкоком «Мамочкой». Его соотечественники — Атом Эгоян и Дэвид Кроненберг побалуют искушенную публику психотриллерами «Пленница» и «Звездная карта».

Наиболее очевидные соперники мэтров — британские классики Кен Лоуч и Майк Ли — представят ретро-байопики. Первый расскажет об ирландском массовике-затейнике, вступившем в нешуточный конфликт с католическим клиром в 30-х годах прошлого века («Зал Джимми»), второй — о великом живописце позапрошлого столетия («Мистер Тернер»).

Дебютировавший в режиссуре американец Райан Гослинг («Затерянная река») переехал из Основного конкурса в программу «Особый взгляд». Честь США будут отстаивать Томми Ли Джонс (жесткий саркастичный вестерн «Местный», в главной роли — Хиллари Суонк) и Беннет Миллер (криминальный байопик «Охотник на лис» с Ченнингом Татумом). Шансы на победу у голливудцев невелики. Напротив, представляющий Россию Андрей Звягинцев вполне может покорить жюри своим «Левиафаном». Неплохие виды на золото и у вгиковского выпускника, официально признанного лучшим африканским режиссером мавританца Абдеррахмана Сиссако (военная драма «Тимбукту»), у японки Наоми Кавасе (лирическая пастораль «Успокой воду»), а также юной итальянки Аличе Рорвахер (сюрреалистичная пастораль «Чудеса», в главной роли — Моника Беллуччи).

Главная интрига — драма Мишеля Хазанавичуса «Поиск», снимавшаяся в горах Грузии о «разорванной войной Чечне».

Основная программа сулит сюрпризы еще и потому, что тон в жюри, возглавляемом режиссером Джейн Кэмпион, задают прекрасные дамы — София Коппола, Кароль Буке, иранская актриса Лейла Хатами и южнокорейская звезда Чон До Ен. Гаэль Гарсиа Берналь, Уильям Дефо, режиссеры Николас Виндинг Рефн и Цзя Чжанкэ, отмеченный на прошлом смотре за лучшую драматургию, едва ли сумеют противиться железной воле слабого пола.

Российский след заметен и в ряде картин особых программ фестиваля. Наш соотечественник Сергей Пикалов представит на конкурсе короткометражек азербайджанскую игровую ленту о ветеране Великой Отечественной («Последний»).

Русская тема — с противоположной, как можно предугадать, тональностью — прозвучит и в двух документальных работах программы «Специальный показ»: «Майдан» Сергея Лозницы (Украина — Нидерланды) и «Красная армия» американца Гейба Польски о легендарной хоккейной сборной Анатолия Тарасова.

Смотр завершится 25 мая. Фильмом закрытия 67-го Каннского фестиваля станет отреставрированный вестерн Серджио Леоне «За пригорошню долларов».