На низком старте

Денис СУТЫКА

26.09.2019

В Иванове прошел второй фестиваль сериалов «Пилот», единственный в России. В программе — 17 пилотных серий новых проектов, которые при удачном стечении обстоятельств в скором времени появятся на ТВ и интернет-платформах.

По сложившейся традиции лучших выбирали зрители, а также жюри фестиваля, куда в этом году вошли режиссер Александр Велединский, продюсер Сергей Светлаков, актер Юрий Колокольников, глава компании «Экспоконтент» Александра Модестова и журналист Ксения Болецкая. На открытии президент смотра, режиссер Валерий Тодоровский, отметил, что сегодня в стране наблюдается бум сериалов, вызванный повышенным интересом зрителя к этому жанру. И естественно, отечественные кинематографисты пытаются заполнить нишу новым, качественным контентом. В последнее время заметно вырос уровень сериалов, начиная от самой драматургии и заканчивая актерскими работами. Отечественные авторы во многом продолжили прошлогодний тренд, обратившись к теме семьи, воспитания детей, криминальным и спортивным историям. Любимые профессии у сценаристов — люди в погонах, бандиты, врачи и тренеры, а наиболее привлекательный исторический период — 90-е и наше время. Жанры — комедия, драмеди и драма.

Лучшим пилотом зрители назвали сериал «Родительский комитет» канала СТС с Александром Ильиным в главной роли. Некогда отпетый хулиган, гроза одноклассников, вырос, добился неплохого положения в обществе и теперь собрался отвести ребенка в родную школу. Однако гены не дремлют, и его сын — копия папы в юности. Чтобы присматривать за непослушным отпрыском, герой входит в родительский комитет. Кстати, решением профессионального жюри Александр Ильин был признан лучшим актером смотра.

Первый эпизод сериала «Спи со мной» кинокомпании Александра Цекало «Среда» назвали лучшим пилотом, а снявшего его Владимира Ракшу — лучшим режиссером. Это история о девушке-следователе, которая ловит опасного маньяка по прозвищу Скульптор. Преступник замуровывает жертв внутрь собственных творений. Пытаясь понять мотивы убийцы, героиня обращается к специалисту, который с помощью необычного прибора способен проникать в сны людей.

Лучшей актрисой признана Евгения Брик за роль в сериале «Дети». Она сыграла женщину, безуспешно пытавшуюся завести ребенка и с согласия мужа решившуюся на ЭКО. В качестве донора был выбран друг семьи (Юрий Быков). Приз «За лучший сценарий» жюри присудило проекту Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Колл-центр». По сюжету офис в высотке захватывают террористы. Представившись «Папой» и «Мамой», они заставляют заложников публично выворачивать душу наизнанку.

Ближайшие сериалы, вошедшие в конкурсную программу фестиваля, зритель увидит уже этой осенью. На Первом выйдет «Магомаев» — байопик, рассказывающий о легендарном певце Муслиме Магомаеве. В главной роли — Милош Бикович. СТС представит проект «Дылды» с Павлом Деревянко: историю о скандальном тренере, которого выгоняют из суперлиги и отправляют тренировать команду по волейболу в глухой уголок России.


Юрий Колокольников: «Юный зритель хорошо чувствует фальшь»

Актер Юрий Колокольников поговорил с «Культурой» о перспективах отечественной сериальной продукции.

культура: Вас не часто увидишь в жюри конкурсов.
Колокольников: Ну почему же? Я был в жюри «Кинотавра», конкурса короткометражек Unknown Film festival. Получается, «Пилот» — это третий проект.

культура: Наверняка Вы встретили здесь продюсеров, которые однажды не утвердили Вас на роль. Не было желания отомстить, пользуясь нынешним положением?
Колокольников: (Смеется.) Как бы соблазнительно это ни звучало — нет. У нас в индустрии так не работает, все устроено иначе. Дело не в том, хороший ты актер или плохой. Задача продюсеров и режиссеров — подобрать наиболее органичный ансамбль под каждый проект. Ты можешь быть семи пядей во лбу, но просто не вписаться в конкретный фильм. А потом в ином месте предложат другую драматургию и других партнеров, и все получится.

культура: Какое впечатление от программы фестиваля?
Колокольников: Очень серьезный уровень сериалов. Особенно порадовали жанровые истории. Как правило, они у нас не очень хорошо получались, разваливались, а теперь, по крайней мере в сериалах, удалось сделать большой рывок вперед.

культура: Были проекты, в которых Вы бы сами хотели участвовать?
Колокольников: На фестивале представили сериал, в котором мне в свое время предлагали сниматься. Я тогда отказался. А сейчас увидел классную работу с прекрасными актерами и понял: не смог бы так сыграть. Выглядел бы гораздо хуже.

культура: Во всех интервью Вас называют звездой «Игры престолов». Не обидно, что журналисты упорно вспоминают только этот сериал?
Колокольников: Я к подобной ситуации отношусь проще. Хорошо, что хоть как-то называют.

культура: На открытии «Пилота» многие журналисты интересовались у президента фестиваля Валерия Тодоровского, когда же и у нас начнут снимать сериалы, как на Западе. Почему мы все время равняемся на заграницу?
Колокольников: Я не считаю, что мы работаем с оглядкой на Запад. Просто есть какие-то топовые сериалы, и не обязательно американские, составляющие верхушку айсберга. У них много фанатов в разных странах. Мы тоже хотим делать сериалы, которые будут популярны не только в России, но и во всем мире. И главное, уже есть примеры. «Лучше, чем люди» показывают на Netflix, и он имеет огромный успех. Так что не вижу проблемы. У нас большая индустрия и хорошие перспективы.

культура: Не потеряем ли в погоне за международной славой свою национальную идентичность в кинематографе?
Колокольников: Мир стремительно меняется, а следовательно, меняются и запросы зрителя. Люди хотят узнать про другие культуры, окунуться в историю других народов. Скоро на HBO выходит сериал про русскую императрицу — «Екатерина Великая». Как показывает практика, наша история интересна в любом уголке планеты. Россия вообще богата на сюжеты.

культура: Сейчас в прокате фильм с Вашим участием «Тайна печати дракона», рассчитанный в том числе на детскую аудиторию. Почему нам так редко удаются картины для маленьких зрителей?
Колокольников: Соревноваться с большими голливудскими проектами мы все равно не сможем, а написать простую детскую историю очень сложно. Тем не менее недавно в прокате был, на мой взгляд, очень хороший, но недооцененный фильм «Домовой». Я ходил с дочерьми на премьеру, и мы остались в восторге. Но, видимо, картину неправильно позиционировали, и она не имела большого успеха, а могла бы стать суперхитом. Так что мало снять удачную ленту, нужно еще суметь донести ее до аудитории. Ну и, главное, повторюсь, важна живая крепкая история. Не надо забывать: юный зритель хорошо чувствует фальшь. Детей не обманешь и на кривой не объедешь.

культура: В «Тайне печати дракона» Вашими партнерами стали Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан. Не было ощущения, что встретились с кумирами детства?
Колокольников: Эти артисты — не совсем мои герои, но, конечно, для нашего поколения они легенды. Я фанател по второму «Терминатору»; как и все мальчишки, обожал боевики с Джеки Чаном. Было очень здорово поработать с ними в жизни. За три дня на студии в Китае мы отсняли огромную сцену. Меня поразила работоспособность Джеки Чана, даже в 65 лет он в прекрасной физической форме и большую часть трюков выполняет сам.

культура: Насколько знаю, сейчас Вы продюсируете несколько проектов.
Колокольников: Да, в разработке один полнометражный фильм и два сериала, но рассказывать о них пока рано.

культура: «Тайна...» была снята в копродукции с Китаем. По Вашим ощущениям, насколько рынок Поднебесной может оказаться перспективным для российских кинокомпаний и продюсеров?
Колокольников: Он очень сложный и закрытый. Наша лента — как раз попытка выйти на китайский рынок. Но, к сожалению, проект не выстрелил, несмотря на то, что фильм в том числе продюсировал Джеки Чан. Все слишком непредсказуемо.


Фото на анонсе: пресс-служба фестиваля «Пилот»