Играйте, вам зачтется

Виктория ПЕШКОВА

20.09.2019

II Международный Большой детский фестиваль, инициированный худруком Губернского театра Сергеем Безруковым, стартует 13 октября. Изначально его хотели приурочить к осенним каникулам. Однако в этом году программа получилась обширной и разнообразной, поэтому марафон начнется раньше и продлится больше месяца. Да и саму программу решили объявить загодя, чтобы вечно занятые взрослые успели приобщить подрастающее поколение к искусству.

Сергей Безруков, возглавивший Московский Губернский театр шесть лет назад, получил в наследство внушительную обойму детских спектаклей. От одних пришлось отказаться, другие удалось усовершенствовать, сделав их по-настоящему интересными юному зрителю, которого, как известно, на мякине не проведешь. На этом можно было бы поставить точку и посвятить время театральному строительству. Но Безруков, решая массу «взрослых» задач, успевал заниматься и детским репертуаром: ведь интерес к искусству необходимо прививать еще в нежном возрасте. К сожалению, состояние детского театра в большинстве регионов далеко не то что от идеала, но даже от нормы: устаревшее оборудование, сшитые по остаточному принципу костюмы, ветхие кресла, неактуальный репертуар. Неутомимый лидер «губернцев» пришел к естественному выводу: чтобы исправить ситуацию, нужно объединить усилия. Точкой сборки стал придуманный им Большой детский фестиваль (БДФ).

В названии не упоминается театр, и это не случайно: в девизе «Все лучшее — детям», который Безруков и его команда взяли на вооружение, ключевое слово — первое. Смотр задумывался как мультижанровый. И если прошлый ограничился лишь драматическим театром, анимацией и кинематографом (за последнее направление отвечает известный режиссер, сценарист и актер Александр Адабашьян), то нынешний уже включил в свою орбиту мюзикл и цирковое искусство. Кураторами этих направлений стали соответственно Максим Дунаевский и братья Запашные. Не исключено, что еще в этом году в программу войдут и ледовые представления.

Исконно русское определение «расти как на дрожжах» лучше всего отражает динамику БДФ:

— В 2018-м экспертный совет отсмотрел 115 спектаклей, — признается арт-директор фестиваля Ольга Галахова. — В этом году заявок было немногим меньше 250. Анализ такого количества постановок — непростая и ответственная работа, с которой блестяще справились мои уважаемые коллеги — известные театроведы Марина Тимашева и Татьяна Ткач. Если бы эксперты взяли на фестиваль все лучшее, то в отведенные три недели он бы точно не уложился. Пришлось бы продлить смотр до следующих — зимних — каникул, а может, и дальше. Главным критерием являлась способность создателей спектакля сотворить для ребенка чудо, и те три с лишним десятка постановок, которые мы предложим публике, полностью ему отвечают. Среди них есть и очень затратные, и совсем скромные. Некоторые без преувеличения можно было бы назвать эликсиром радости, другие же наполнены серьезной философской проблематикой. Воздержусь от конкретных примеров, потому что перечислить захочется все. Приглашаю на страничку БДФ на сайте Московского Губернского театра — выбор всегда остается за публикой.

Соревновательность не является главной чертой смотра — в его афишу и так попадает лучшее из лучшего, многие постановки являются лауреатами региональных фестивалей. Тем не менее у БДФ есть детское жюри: самым младшим его членам едва исполнилось шесть лет, старшие достигли шестнадцатилетия. Разумеется, мнение ребенка может отличаться от точки зрения взрослого, и порой довольно значительно. Однако задача юных экспертов — не столько оценить увиденное (хотя, конечно, куда же без этого), сколько помочь взрослым найти общий язык с собственными детьми. Есть идея в будущем организовать работу еще одного жюри — семейного, чтобы создать максимально плодотворную обстановку для диалога поколений. Ведь ребенок не может сам прийти в театр, его должен привести туда близкий, неравнодушный, заинтересованный взрослый.   

Впрочем, задачи, которые ставит перед собой фестиваль, этим не исчерпываются.

— Мы хотим попробовать разобраться в проблемах, которые по-прежнему существуют в сфере искусства для детей, и подумать, как можно изменить ситуацию, — настаивает худрук фестиваля Сергей Безруков. — Уже можно увидеть результаты работы проекта «Театр и дети», в рамках которого детские театры получают средства и на ремонт, и на обновление аппаратуры, и на создание новых спектаклей. В прошлом году была учреждена правительственная премия в области детского театра за лучшую постановку отечественной классики, вручают ее как раз на церемонии закрытия нашего фестиваля. Но дело не только в финансировании.

Безруков и его единомышленники поднимают проблему, которую, пожалуй, можно считать одной из острейших.

— Искусство должно и воспитывать, и образовывать, — уверен директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный. — В первую очередь речь о молодой аудитории. Когда-то это считалось само собой разумеющимся, теперь все подчинено чистому развлечению, о старом принципе «развлекая поучай» многие «мастера искусств» стараются и не вспоминать. И что мы имеем в результате? Время от времени устраиваю своего рода «блиц-опросы», например, журналистам. Свежее впечатление: спрашиваю у студентки 3-го курса журфака, кто такой Гитлер. Отвечает: «Точно не помню, но знаю — он занимался чем-то нехорошим». А живет эта девушка не где-нибудь, а в городе-герое Волгограде.  

— Общая беда кинематографа, как, собственно, и всех других направлений искусства для детей, — это конкуренция, которую нам составляют западные партнеры, — продолжает тему Александр Адабашьян. — Я не перестаю удивляться, почему санкции не коснулись этой области. Отчего нас лишили пармезана с хамоном, а не, к примеру, заокеанских фильмов? В результате отечественным картинам крайне трудно прорваться к зрителю — прокатчики и телеканалы руководствуются только прибылью. А все, что касается детей, — вклад в будущее, не гарантирующий дивидендов в денежном исчислении. Возможно, благодаря БДФ получится достучаться до тех, кто принимает соответствующие решения. Очень надеюсь, рано или поздно нам это удастся.


Фото на анонсе: Владимир Трефилов/РИА Новости