На чужой Карвай рот разевай

Андрей ЩИГОЛЕВ, Берлин

08.02.2013

63-й Берлинский кинофестиваль открылся ударно: вечером 7 февраля в «Berlinale Palast» с помпой состоялась международная премьера новой работы Вонга Карвая «Великий мастер», над которой режиссер работал последние четыре года.

Поклонники «Моих черничных ночей» и «Любовного настроения» будут сильно удивлены: идеолог приторных мелодрам, любимец девочек и дизайнеров снял эталонный фильм о кунг-фу, рассказывающий о жизни легендарного Ип-Мана, более известного как «человек, научивший драться Брюса Ли». Картина уже с успехом прошла в Азии и готова к покорению Европы.

В России нового Карвая ждем 6 июня.

Берлин всегда относился к кино из Поднебесной с особым трепетом — именно отсюда, с триумфальных премьер первых работ Чена Кайгэ и Чжана Имоу, началось победное шествие китайских товарищей по мировым фестивалям. В Германии чтят заповедь Экзюпери: мы в ответе за тех, кого приручили.

Завсегдатаям кинофестивалей давно известна любовь составителей расписания к нехитрой драматургии: самые яркие картины ставят в первые дни и ближе к финалу. 8 февраля Берлинале выкладывает козыри: Гаса Ван Сента и Ульриха Зайдля. Режиссеры, что называется, марочные и в представлении не нуждающиеся. «Земля обетованная» — под таким тривиальнейшим названием скрывается история про сотрудника газовой компании (Мэтт Дэймон), который пытается убедить жителей крошечного городка дать согласие на разработку на их земле месторождений сланцевого газа. Картина уже вышла в американский прокат и была встречена без всякого энтузиазма, но в случае с Ван Сентом это не говорит ровным счетом ни о чем.

Ульриха Зайдля вообще можно назвать человеком года в кино. За девять месяцев он смог произвести на свет сразу три картины, которые последовательно представил в Канне, затем в Венеции и, наконец, в Берлине. Заключительная часть трилогии «Рай. Надежда» рассказывает историю несчастной австрийки, которая тщетно пытается похудеть.

Нынешний Берлинале — и это отметили все — получился представительным. Давно в конкурсе не было такого количества громких имен — от Бруно Дюмона до Стивена Содерберга (этот давно обещал с кино завязать, но продолжает снимать по несколько картин в год). Особенно интригует участие фильма «Закрытый занавес», в авторах которого значится иранец Джафар Панахи. Ведь он уже несколько лет находится под домашним арестом и ему запрещено в течение 20 лет заниматься любой деятельностью, связанной с кино. Но не задушишь, не убьешь — Панахи умудряется снимать фильмы без актеров, техники и не выходя из дома.

Отрадно, что в такой мощной компании нашлось место российскому фильму — скромной, но отнюдь не простой картине Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», премьера которой состоится 9 февраля. На Берлинале к российскому кино относятся прохладно — наши картины попадают в конкурс через раз, а последний большой успех связан с фильмом «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, который три года назад едва не увез главного «Медведя». Но получил в результате несколько «медвежат» — за актерские и операторскую работы. Помимо Хлебникова за честь отечественного кино поборется Светлана Баскова — ее хулиганский фильм про сознательных работяг и капиталистов-кровососов «За Маркса...» покажут в программе «Форум».

Помимо конкурса на Берлинале всегда есть что посмотреть. Одним из ярких событий фестиваля станет премьера картины Джорджа Слёйзера «Темная кровь», производство которой растянулось аж на 20 лет. Работа прекратилась из-за смерти исполнителя главной роли Ривера Феникса, мальчика-звезды начала 90-х, светившего ярко, но недолго. Отснятый материал был арестован страховой компанией и хранился в сейфе, пока режиссеру каким-то образом не удалось его вызволить. Другой потенциальный хит — «Перед полуночью» Ричарда Линклейтера — по всей видимости, заключительная часть трилогии похождений Итана Хоука и Жюли Дельпи.

По количеству картин Берлин, наверное, крупнейший фестиваль мира. Всю программу охватить невозможно в принципе, поэтому каждый сам выбирает, что обязательно смотреть: новую работу Джузеппе Торнаторе, биографический фильм о звезде «Глубокой глотки», режиссерский дебют Джозефа Гордона-Левитта или документалку Кена Лоуча.