«Крым должен стать летней театральной столицей»

Елена ФЕДОРЕНКО

05.07.2019

В Евпатории прошел первый фестиваль «Театральные сезоны Крыма».

Создание, организацию и проведение нового проекта министерство культуры Крыма поручило республиканскому Центру народного творчества. Труппы, профессиональные и любительские, из Москвы и Ялты, Вологды и Краснодара, Феодосии, Ростова-на-Дону и Липецка выступали в удивительном городском театре имени Пушкина. Здание — памятник архитектуры, его нередко сравнивают с Парфеноном, столь совершенны его колоннада и белоснежный чертог. На пороге высокого летнего сезона спектакли, разные по стилям и жанрам, составили мощную конкуренцию морю и солнцу. С каждым показом зрители все плотнее заполняли вместительный зал почти на тысячу мест. Хохотали над судьбой петербургского кота-авантюриста и удивлялись, как его смелость, преданность, умение любить и ненавидеть похожи на наши человеческие чувства — моноспектакль «Кыся» по роману Владимира Кунина представил виртуозный вологодский актер Всеволод Чубенко. Фаворитом стал сценический рассказ о Сергее Есенине Липецкого театра драмы имени Льва Толстого, построенный на пересечении стихотворных строк, музыки, танцев, свидетельствах современников и автобиографии великого поэта. Краснодарский «Гелиос» разыграл пьесу Гибсона «Сотворившая чудо» о больной девочке так трогательно и искренне, что зрители задумались о своей собственной, такой богатой на ощущения и чувства, жизни. Показы подтвердили, что искусство необходимо всем — образованным ценителям и робким неофитам.

О новорожденном фестивале «Культура» поговорила с его автором и организатором, заместителем директора Центра народного творчества Республики Крым Николаем АНТЮФРИЕВЫМ.

культура: Зачем при обилии разных фестивалей в нашей стране нужен еще один?
Антюфриев: Крым может и должен стать летней театральной столицей, встречающей яркие коллективы и интересные спектакли. То, что это серьезный стимул для развития культуры Крыма и для привлечения туристов, нам доказала новейшая история: появились кинофестивали в Ялте и детского кино — в Гурзуфе, международный джазовый — в Коктебеле. И поток гостей в этих городах увеличился. Год театра в России предоставил возможность создания «Театральных сезонов Крыма». Наш проект, как бы странно это ни звучало, просветительский и воспитательный. Скажем честно, Таврида никогда не была театральной Меккой. Да, крымские пейзажи очаровывали художников, в них находили вдохновение поэты и прозаики. Актеры и режиссеры тоже любили здесь бывать, но чаще — отдыхали, иногда выступали с концертными программами. Сейчас в Крым приезжают антрепризные постановки и отдельные артисты с сольными вечерами — это точечное гастрольное движение, и оно чаще всего охватывает самые большие города нашего края. Форум, посвященный серьезному сценическому искусству, с продуманным и взвешенным репертуаром, крымчанам необходим, да и отдыхающим он принесет немало пользы. Кому-то даст новые знания и впечатления для души, другим может привить художественный вкус.  

культура: Ваш фест имеет ноу-хау: смешение профессиональных и любительских спектаклей. Объясните такое решение, ведь для самодеятельного искусства существуют свои проекты.
Антюфриев: Хотим представлять российский и мировой театр во всем разнообразии. Надеюсь, участниками станут и иностранные исполнители. Их приезд — наше знакомство с неизвестными образцами искусства и возможность показать гостям, как стремительно развивается российский полуостров.

Не только в Крыму, но и на пространстве всей России, есть небольшие города, где муниципальных театров нет, но во многих работают сильные народные коллективы. С богатой историей, с традициями сохранения русского слова, манеры речи, песенного звучания.

Самородки получают бесценный опыт, встречаясь на одной сценической площадке с профессионалами, но и дипломированные актеры выносят уроки правдивости и искренности, которыми отличаются лучшие любительские труппы. Интеграция профессионального и самодеятельного, столичного и провинциального творчества всегда давала неожиданные и интересные результаты. Потому мы и объединили их в единой афише. Кстати, и те и другие проходили строгий отбор — приехали самые достойные. Думаю, что все формы театрального искусства — традиционные и экспериментальные, пластические и литературные, образцы классические и современные — социокультурное пространство Крыма будет впитывать как губка и с жадностью.

культура: Как прошел первый — пробный — фестиваль? И почему выбрали Евпаторию?
Антюфриев: Мы довольны результатами. Помимо просмотров спектаклей, состоялись круглые столы, обмены мнениями, в рамках фестиваля провели конкурсы: театральной фотографии «4-я стена» и одноактных пьес для любительских коллективов. И, знаете, первую премию получил московский литератор. В Евпатории замечательный театр, который носит имя Пушкина, — один из лучших на Юге России, гордость города. Здание построено 110 лет назад, его сцена помнит выступления Шаляпина и Вертинского, Станиславского и Неждановой. Здесь читал свои стихи Владимир Маяковский, дебютировала Фаина Раневская, Московский Художественный показывал «Дядю Ваню» Чехова. Сейчас, к сожалению, своей труппы Пушкинский не имеет, и наше начинание весьма кстати.

культура: Каким в идеале видите фестиваль?
Антюфриев: Можно помечтать об изменении времени проведения. Идеальные сроки — сентябрьские дни, бархатный сезон. Планируем преобразовать «Театральные сезоны Крыма» в конкурсный формат, проводить форум по двум направлениям: театр — профессиональный и любительский, ввести систему определенных четких номинаций. Среди них основными будут: «Игровой спектакль», «Моноспектакль», «Режиссура», «Роль». На вершину сможет войти любой участник, независимо от направления, ибо, как любил повторять Константин Сергеевич Станиславский, искусство прописки не имеет, а единственным критерием он считал талант. Да и сам реформатор был из актеров-любителей.


Фото на анонсе: Антон Круглов/РИА Новости