ММКФ откроет император

Алексей КОЛЕНСКИЙ

18.04.2019

18 апреля стартовал 41-й Московский международный кинофестиваль. За семь дней зрители и участники увидят более тысячи фильмов. За главный приз сразятся тринадцать картин. Определиться с лучшей будет непросто. Жюри под руководством режиссера Ким Ки Дука придется проявить чудеса находчивости и смекалки — так же, как и герою фильма открытия сыщику Эжену Видоку, сыгранному Венсаном Касселем в ленте Жан-Франсуа Рише «Император Парижа».

Игровой конкурс традиционно интригует отсутствием очевидных фаворитов, зато российская сборная смотрится и ярко, и контрастно. Очевидный лидер — Светлана Проскурина, переложившая на современный лад вечный сюжет «смерть чиновника» («Воскресенье»). Компанию ей составит якутская дебютантка Любовь Борисова («Надо мною солнце не садится») и пробующий силы в фильме-катастрофе документалист Павел Костомаров («Эпидемия. Вонгозеро»).

Ближайшими конкурентами «Эпидемии» выступают казахский комедиограф Фархат Шарипов с «Тренингом личностного роста» и «Импровизаторы» японского рэпера Сабу. Среди лент, затрагивающих глобальные проблемы идентичности, выделяется антитеррористическая разговорная драма «День субботний» бангладешца Мостафы Сарвара Фаруки и иранская мелодрама «Моя жизнь на втором курсе» Расула Садрамели.

Панораму мировых достижений предлагают традиционные рубрики отборщиков ММКФ.

«Мир искусств» Кирилла Разлогова представит фильмы-портреты великого танцовщика «Нуреев: Белый ворон» Рэйфа Файнса, художника-абстракциониста «Кулаков великого предела» Владимира Непевного, алжирского поэта — «Хроники жизни» Хамида Бенамры и бразильского сексопатолога — «Божественная любовь» Габриэля Маскаро.

Не менее провокационна «Эйфория наваждений» Андрея Плахова. Украшением топ-листа служит манифест балканского феминизма «Бог существует, и ее зовут Петрунья» македонки Теоны Стругар-Митевски. Израильская документалка «М» Иоланды Зоберман расследует случаи педофилии в среде иудейских ортодоксов, а «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези расскажут об уличных подростках, терроризирующих боевиков всемогущей «Гоморры». 

«Восемь с половиной фильмов» Петра Шепотинника также расскажут об обостряющейся войне поколений и полов. «Королева сердец» (она же — «Червовая дама») Мэй Эль-Тухи — история романа подростка и второй супруги его родителя, а «Нон-фикшн» Оливье Ассаяса раскроет фривольные тайны парижских интеллектуалов. 

В «Фильмах, которых здесь не было» зажигают индивидуалисты, утрачивающие связь с действительностью — белорусский психоделический «Сашин ад» Никиты Лаврецкого, франко-швейцарская трагедия бодибилдерши «Перл» Эльзы Амьель, боевик о колумбийских наркоторговцах «Перелетные птицы» Чиро Герры и Кристины Гальего. 

Желающих побродить «Дорогами турецкого кино» ждут «Дикая груша» Нури Бильге Джейлана и «Зерно» Семиха Капланоглу.

Довольно благополучно выглядит «Время женщин». Главная изюминка — китайская мелодрама «Настоящее. Совершенное» Чженцзэ Чжу посвящена поискам взаимности в социальных сетях. Оптимистичнее всех смотрятся персонажи рубрики «Третий возраст» (типичный пример — испанская комедия Игнасио Эстаргеги «Мяу» о стариках-разбойниках, решивших ограбить музей) и «Русский след» (австрийская комедия «Икра» Елены Тихоновой о переводчице, прикарманивающей взятки русского олигарха).  

Респектабельные премьеры наперечет. Таковы британские «Игры разумов» Фархада Сафиниа с Мелом Гибсоном, иранская лавстори «Тегеран — город любви» Али Джаберансари, итальянская мелодрама «Помнишь?» Валерио Мьели, притча Кшиштофа Занусси «Эфир», «Последняя любовь Казановы» Бенуа Жако с Венсаном Линдоном и «Медный всадник России» Василия Ливанова.

Укрыться от неврозов можно лишь в глобальных проблемах, виртуальных аттракционах и старой доброй классике. Первый случай иллюстрирует Документальный конкурс и программа неигровых хитов «Свободная мысль».

Коммерческий кинематограф предлагает прикоснуться к марвеловской тетралогии «Мстителей» (финальная часть будет представлена в одноименной рубрике). Поклонники сериалов также не оставлены без внимания. Им адресована презентация новых телепроектов «Первая серия». В центре внимания — психотриллер «Триггер» Дмитрия Тюрина, детектив «Идентификация» Владлены Санду, шпионские саги «Надежда» Елены Хазановой и «Русские горки» Алексо Цабадзе с Константином Лавроненко.

С классиками еще интереснее.

Гвоздь программ — ретроспектива патриарха авторского французского кино Мишеля Девиля. Главные хиты философа и насмешника — светские комедии «Чтица» с Миу-Миу и «Взбесившийся барашек» с Жан-Луи Трентиньяном. Не стоит пропустить и камерную эротическую мелодраму «Летняя ночь в городе», и галантную пастораль «Бенжамен, или Дневник девственника». В топе «Мастеров» отметим, возможно, лучший фильм Бернардо Бертолуччи «Конформист».

Масштабная панорама отреставрированных шедевров венгерских кинематографистов напоминает машину времени. Здесь представлен первый национальный хит «Нежеланная» Михаэля Кертиса 1914 года, популярнейшая комедия тридцатых годов «Лакей Ипполит» Иштвана Секея, послевоенная неореалистическая драма «Где-то в Европе» Гезы фон Радваньи, галантный шедевр восьмидесятых «Мой ХХ век» Ильдико Эньеди и мелодрама «Пора мечтаний» живого классика Иштвана Сабо, готовящегося посетить московский смотр.

«Свинцовые времена» итальянского кино предлагают коллекцию бессмертных мафиозных саг — от суровых драм Франческо Рози «Руки над городом», «Дело Маттеи» и «Сальваторе Джулиано» до сатирических детективов Элио Петри «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» и Лины Вертмюллер «Мими-металлург, уязвленный в своем достоинстве».

«Одесса кинематографическая» предлагает увидеть на большом экране классические ленты Киры Муратовой, Марлена Хуциева, Станислава Говорухина и Петра Тодоровского. 

Две программы посвящены вековому юбилею старейшего киноуниверситета мира. «ВГИКу — 100. Человек с киноаппаратом» покажет работы отечественных мастеров изображения Вадима Юсова («Черный монах» Ивана Дыховичного), Александра Княжинского («Осень» Андрея Смирнова) и Алексея Родионова («Орландо» Салли Поттер), а «ВГИКу — 100. Выбор студентов» представит панораму лучших короткометражек нынешних выпускников. Калейдоскоп коротышек также представлен в отдельной конкурсной программе и рубрике «Российское кино. Перспективы».

В топе программ бизнес-площадки — организованный Союзом кинематографистов России и его Молодежным центром Московский питчинг дебютантов (в шорт-листе 35 игровых, документальных и телепроектов), встречи с турецкими и финскими коллегами, панельные дискуссии «Система поддержки дебютного и авторского кино в Европе: возможности для российских кинематографистов» и «Обзор зарубежных питчинг-форумов по неигровому кино».

Главной площадкой ММКФ остается КАРО «Октябрь». Также показы пройдут в «Иллюзионе», «Звезде», «Юности» и «Факеле». Русские фильмы представит столичный Дом кино. Итоги ММКФ подведут 25 апреля. Фильмом закрытия станет документальная лента Вернера Херцога и Андрэ Сингера «Встреча с Горбачевым».


1012 фильмов

Президент смотра Никита МИХАЛКОВ провел пресс-конференцию, посвященную открытию 41-го ММКФ.

— Мы покажем 1012 фильмов, в их числе — 182 полнометражные игровые премьеры и 31 короткометражка — пройдут в 19 залах Москвы. О чем это свидетельствует? Все проблемы, возникающие у нас и в мире, никак не влияют на значимость Московского фестиваля, — отметил Михалков. — По многим причинам отрадно, что теперь он стал проводиться в апреле. Конец июня, жара, разъезды, гости, мечущиеся между странами и аэропортами. Не скрою, нам было тяжело.

Радует и то, что, помимо конкурсных работ, мы привлекаем огромное количество интереснейших фильмов. Из рубрик мне особенно дороги документальные программы, «Восемь с половиной фильмов» Шепотинника, «Эйфория» Плахова, «Фильмы, которых здесь не было», «Мир искусств», «Русский след», «Дороги турецкого кино». Самые теплые чувства вызывает «Одесса кинематографическая». Я снимал в Одессе «Рабу любви». Вспоминаю сцену в Ботаническом саду, уставленном горшками с экзотическими растениями, помнившими Ханжонкова и Бауэра. Там я ощутил вкус зарождения кинематографа. Одесская студия — потрясающая страница нашего кино.

На вопрос, отчего фильмом закрытия не стало «Братство» Павла Лунгина, Михалков ответил:

— Мое мнение не имеет здесь никакого значения. Мы получили письмо ветеранов войны в Афганистане, по сути, это был крик души. Подобные ситуации можно обойти, если фильм того достоин. Но, на мой взгляд, «Братство» — довольно средняя картина, собранная из клише о той войне, как ее представляет автор. Это далеко не лучшая работа Лунгина. Фильмом закрытия стала картина «Встреча с Горбачевым» выдающегося режиссера Вернера Херцога. Это взгляд с той стороны Берлинской стены. Лента также вызовет много споров. Мы же знаем, чем закончилась перестройка.


Более подробно о репертуаре и расписании можно узнать на сайте moscowfilmfestival.ru.