Юрий Башмет: «Все больше людей специально приезжают в Сочи на наш фестиваль»

Александр МАТУСЕВИЧ

14.02.2019

С 14 по 24 февраля в Сочи пройдет традиционный, уже двенадцатый Зимний международный фестиваль искусств — без преувеличения главное культурное событие этого времени года. В преддверии форума «Культура» побеседовала с его артистическим директором, народным артистом СССР Юрием Башметом.

культура: Афиша фестиваля очень разнообразна. На чем бы Вы заострили внимание наших читателей?
Башмет: Прежде всего хочу напомнить ключевую идею фестиваля и его главное отличие от большинства подобных мероприятий и в России, и в мировом масштабе. Это фестиваль искусств, а значит, всевозможные жанры, подходы и направления творческой деятельности — отнюдь не только музыкальный фестиваль, а событие намного более широкое, полифоничное, если можно так выразиться.

А для меня лично самая волнительная тема фестиваля — молодежный оркестр, который выступит в самом начале форума. Именно по этому коллективу — Всероссийскому юношескому симфоническому оркестру — видно, в каком состоянии находится детское специальное музыкальное образование в стране. Мы прослушали в прошлом году более 650 молодых музыкантов. В результате у нас сформировалось полное представление о состоянии нашей «отрасли исполнительских искусств» — мы вполне представляем, что следует ожидать на исполнительском фронте в ближайшем будущем. Специально ездить на конкурсы и отбирать не получается — у нас множество своих выступлений, все расписано на сезоны вперед. Поэтому руководствуемся таким правилом: куда приехали с гастролями, там и слушаем молодых музыкантов — в Ростове, Хабаровске, Ярославле, Владивостоке, Екатеринбурге и так далее. Прослушали 650 — взяли сорок. Впрочем, и о тех, кого не отобрали, могу честно сказать: все — юные дарования высокого класса и получат свой шанс в следующий раз. Ежегодно освобождаются места — те, кому исполнилось 22 года, вынуждены уходить. Это всегда грустный момент. Однако таковы условия оркестра — каждые два года происходит серьезное обновление, из девяноста ребят — сорок новых.

С другой стороны, за наших «выпускников» я спокоен: в оркестре они колоссально вырастают. Мы неоднократно выезжали за рубеж, играли в великих залах: венском «Музикферайне», амстердамском «Концертгебау», Большом зале Берлинской филармонии и Аудитории Верди в Милане. Разумеется, часто выступали в Москве и Петербурге, других городах России. Недавно съездили в Азию. Сыграли во Владивостоке и потом — пять концертов в Китае, Сингапуре и Корее; наконец, в рамках «Русских сезонов в Германии» выступили в берлинском Караяновском зале. За каждого молодого, кто оказался в моей орбите, чувствую ответственность. За каждого переживаю — ищу таланты, а потом слежу за ними, волнуюсь.

культура: Чем еще порадует своих гостей фестиваль?
Башмет: Фестиваль — это сфокусированное время, когда много премьер. Наиболее удачные потом входят в постоянный репертуар. А кроме концертов и спектаклей — мастер-классы по поэзии, драматургии, видеоарту. Музыкальная академия по четырем направлениям искусств — важнейшая часть программы. Огромным событием станет приезд к нам еще одного целого фестиваля под названием «Территория», где, помимо спектаклей и лекций, состоится множество занятий по разным театральным направлениям.

Кроме того, проведем и школу молодых журналистов. Критика необходима, исполнителю всегда интересно мнение СМИ, но суждения должны делаться на основе знаний. Сейчас же о музыке пишут многие, даже те, кто к ней не имеет никакого отношения. Попытаемся повысить уровень образованности. А то иногда смешные ошибки встречаются. Одна рецензент нам написала как-то: так плохо играли Чайковского, что даже получились разные штрихи у скрипок! И невдомек ей, что у Петра Ильича так написано — дивизи называется.

культура: Тема критики Вас, похоже, очень волнует...
Башмет: Безусловно. Помню, мне было 23 года, и я играл концерт из немецких романтиков, играл Шуберта в Мюнхене. Это мероприятие посетил один авторитетнейший немецкий критик — Йоахим Кайзер. Ему внимала вся местная музыкальная общественность, вся интеллигенция, его слово считалось непререкаемым. Если Кайзер похвалил, ваша карьера в Германии, безусловно, состоится, если нет — вам туда путь заказан. Я подошел к нему и спросил его мнение. Сначала он произнес в мой адрес много лестных слов, но в конце беседы добавил: «В кульминации, в разработке в первой части, пожалуй, у вас избыток драматизма — Шуберт должен быть более сдержанным». Я учел это, вернулся в Москву — у меня был концерт в Гнесинском зале: зажав в себе эмоции, сыграл тогда кульминацию очень собранно, не выдал того, что просила душа. Евгений Баранкин затем написал: «Все замечательно, но не хватило драматизма в кульминации». Я, разумеется, расстроился, поскольку мне стоило огромных усилий себя сдерживать. Много переживал, но через пару дней решил: да ну их обоих, и Кайзера, и Баранкина! Вот как я чувствую, так и буду играть. Конечно, это уже своего рода анекдот, курьез. Но если серьезно, то вопрос стиля, понимания, личностных эмоций и личностного восприятия искусства крайне важен, но и грамотная критика служит путеводной звездой и для публики, и для исполнителей. Последним главное — вкус и хорошая школа. А публика, в свою очередь, оценит как надо — она все же настоящее видит нутром.

культура: Особенно важна роль критики, когда открываются таланты.
Башмет: Именно. С большим нетерпением на Сочинском фестивале ждем композиторский конкурс. Появится ли следующий Шнитке? Кузьма Бодров вот уже есть — это точно. Надеюсь, и нынешний фестиваль откроет новые имена. Мы старались подобрать таланты, которыми можно удивить публику, причем не только в Сочи, но и в России в целом.

культура: На фестивале сильная театральная компонента...
Башмет: Да, и это не случайно. Я человек очень театральный — и всегда таким был. Синтез искусств. Поиск в области театра и музыки одновременно. Это интересно и важно. Есть совершенно уникальные спектакли, которые когда-то родились на фестивале в Сочи и живут по сей день. Например, «Не покидай свою планету» — давно визитная карточка мероприятия. Этот спектакль играли потом и в Петербурге, и в Екатеринбурге, и в Москве он идет который год. Есть проекты с Михаилом Пореченковым и Константином Хабенским, с Евгением Мироновым — просто шикарные, пронзительные программы. Есть «Онегин», «Кармен», «Пиковая» — музыкально-драматические спектакли, где находится место опере, вокалу и великим литературным текстам. И, конечно же, гениальной музыке Чайковского или Бизе. Думаю, услышав такое, публика придет и в оперный театр, где будет уже готовой к восприятию более сложного искусства.

культура: А какая, кстати, публика предпочитает Ваш фестиваль?
Башмет: Очень разная. Одни приходят на имена, вторые на спецпроекты, третьи на репертуар. Изначально публика в Сочи собиралась не слишком подготовленная, ведь там процветали легкие жанры и соответственно подобные формировались вкусы. Но, кажется, за прошедшие годы мы сумели повысить местный культурный уровень, возник интерес к сложной академической музыке. Смотришь в зал — знакомые лица, узнаешь людей. Приятно. Но не менее приятно, что с каждым годом в зимнюю столицу России все больше приезжает людей специально на наш фестиваль. Причем не только из нашей страны, но также из-за границы.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS