Андрей Смоляков: «Рад, что Козловский смог попробовать себя в режиссуре»

Денис СУТЫКА

18.04.2018

Накануне премьеры корреспондент «Культуры» поговорил с Андреем Смоляковым, сыгравшим отца главного героя.


культура: Как Вам работалось с Данилой Козловским?
Смоляков: Данила одаренный, интересный и живой человек. До «Тренера» мы были знакомы по проекту «Викинг». Работать с ним очень легко. При этом он требовательный, в чем-то жесткий, умеет добиваться своего. Я рад, что у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре. Для людей, горящих своим делом, это очень важно. Ничто нас так не мучает, как сознание собственной импотенции.

культура: Не смущало, что это его первый фильм?
Смоляков: Он прекрасный артист, трудится у одного из ведущих русских и европейских режиссеров Льва Додина. Козловский уже много лет играет главные роли в его лучших спектаклях. А работать с хорошим режиссером — ​все равно что проходить школу на практике. Это самый лучший процесс обучения. Мне кажется, этой профессии нельзя научиться за партой. Она приходит, когда ты, как говорят, «маешь вещь» — ​когда есть возможность осуществлять свои желания и амбиции. Так что Данила стал режиссером не случайно. Его приход в это кресло закономерен и логичен.

культура: Тем не менее в интернете еще до выхода фильма появилась масса отрицательных откликов из серии «Ну какой из Козловского режиссер?». Как думаете, откуда в обществе столько негатива?
Смоляков: Все от нереализованности. Люди не нашли себя в социуме, не состоялись, живут с загнанными внутрь амбициями. Думаю, отсюда и ноги растут. Нет ничего проще, чем культивировать злобу, выливая ее на кого-то. Когда человек сегодня выходит с широко распахнутыми объятиями и говорит: «Мир, здравствуй, вот он я», то часто в ответ получает ушат помоев. К сожалению, наше общество переживает не лучшие времена.

культура: В 2016 году в одном из Ваших интервью в заголовок была вынесена фраза: «В России нельзя вырасти нормальным человеком». Подозреваю, сегодня это вызвало бы не меньший резонанс, чем высказывания Серебрякова или Козловского, тогда же на это просто никто не обратил внимания. Как считаете, почему?
Смоляков: Наверное, журналистам сегодня не хватает интересных инфоповодов или им просто больше нечем заняться. Они сидят и думают: «А не поиграть ли нам на заявлении Серебрякова или словах Козловского?» И устраивают скандал на ровном месте. К великому сожалению, это сейчас стало модным и престижным, но разве показывает нас с лучшей стороны?

культура: Критики отметили сильную связь между Вашим персонажем и героем Козловского. При этом истории взаимоотношений отца и сына уделено не так много экранного времени, и значительная ее часть осталась за кадром. Как этого удалось добиться?
Смоляков: Еще до начала съемок у меня с Данилой состоялся открытый разговор про наших родителей. Оказалось, у нас много точек пересечения. И у меня, и у Данилы осталась определенная боль в этом отношении. Есть утраты, желание что-то поменять. Раскрывать полностью тему взаимоотношений отца и сына в картине было не совсем уместно, но нам удалось показать эмоциональную привязанность героев — ​зритель это отлично считывает.

культура: В последнее время на отечественный экран вышло сразу несколько спортивных драм: «Легенда № 17», «Движение вверх», «Лед». Чем Вы это объясняете?
Смоляков: Мне кажется, эта тема — ​прекрасный фон для раскрытия человеческих отношений. Для авторов это просто Клондайк: там можно почерпнуть массу интересных сюжетов. К тому же спорт дает кинематографу очень выигрышный визуальный ряд. Однако, несмотря на появление «Движения вверх», «Льда» а теперь «Тренера», заявлять о какой-то тенденции в кинематографе пока рано. Заговорили об этом лишь потому, что эти фильмы имели немалый успех в прокате.

Мне нравится, что Данила создал абсолютно современную историю. О сегодняшнем дне очень трудно снимать. Художники обычно ищут сюжеты либо в прошлом, либо в будущем. Отсюда развитие фэнтези и обилие исторических картин. О нашем советском прошлом говорить можно, к нему уже выработалось определенное отношение в обществе. Именно этим продиктованы уходы сценаристов в прошлое.

культура: Сегодня у Советского Союза есть как критики, так и рьяные последователи. Вы в одном интервью упоминали, что любите ту эпоху. За что?
Смоляков: Это мое детство и юность. Помню, как мальчишкой гонял в футбол во дворе. Окончил детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва по волейболу. Открывал для себя жизнь. Только этим мне и дорого то время.

культура: Долгие годы Вы служите в «Театре-студии под руководством Табакова». После смерти Олега Павловича худруком был назначен Владимир Машков. Многие отметили, что это лучший вариант для театра. Согласны?
Смоляков: «Лучший вариант» — ​какое-то неправильное выражение. Это нормальный, закономерный выход из ситуации. Если говорить про Машкова, то он пришел в режиссуру со студенческой скамьи. В нем это постоянно сидело, и когда он появился в театре, сразу начал ставить спектакли.

культура: Как думаете, что ждет театр с новым руководителем?
Смоляков: «Табакерку», как всегда, ждет счастливое будущее. (Улыбается.)

культура: В последнее время Вы не так часто выходите на сцену, почему?
Смоляков: Не предлагают ничего хорошего. Театр — ​вещь штучная. Ты делаешь работу, которую будешь затем в течение нескольких лет предъявлять зрителю. Здесь нельзя позволять себе идти на компромисс, хотя в жизни, как мне кажется, он необходим. Вот появился Филипп Григорян с «Заводным апельсином», и я сказал «Да». Очень люблю этот спектакль «Театра Наций», он странный, но современный. Думаю, у нас получился хороший театр в широком смысле этого слова.

культура: А в кино часто приходится идти на компромисс?
Смоляков: Я не позволяю себе откровенно никудышного телевидения или кино. Очень дорожу теми несколькими годами жизни, которые провел с Петей Бусловым («Высоцкий. Спасибо, что живой», «Родина»), Анной Меликян («Звезда»). Не жалею о том, что Константин Эрнст и Денис Евстигнеев предложили мне сыграть в киноэпопее про майора Черкасова. Этот проект длится до сих пор, он мне дорог, а главное — ​интересен зрителю.

культура: Кстати, недавно Юрий Быков завершил съемки «Завода» с Вашим участием. Когда ждать премьеру?
Смоляков: Фильм выйдет на экраны в этом году. Буквально на днях закончили озвучивание. Это история доведенных до края рабочих завода, которые берут директора в заложники.

культура: Продюсер Александр Цекало отметил, что Быков на сегодняшний день один из лучших социальных режиссеров…
Смоляков: Полностью согласен. Юрий очень восприимчивый и отзывчивый. Слышит боль общества. Он парень рефлектирующий. При этом у него абсолютно кинематографическое мышление, все держит под контролем: смысл сцены, графику, звук, мизансцену и так далее. У него есть актерское образование, умеет прекрасно работать с артистами, ставить задачи. Причем я обратил внимание, что с каждым Быков работает по-особому. Это тоже говорит о том, что он большой профессионал.

культура: Говорят, Вас считают талисманом, гарантирующим картине хорошие сборы. Так ли это?
Смоляков: Действительно, продюсеры иногда шутят на эту тему. Фильмы «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Вий», «Сталинград», «Викинг» и «Движение вверх» собрали очень хорошую кассу. Но я для этого ничего особенного не делал, просто выполнял свою работу.