Боярыня нас рассудит

07.12.2017

Евгения КРИВИЦКАЯ

2 декабря стартовал Всероссийский музыкальный фестиваль «Запечатленный ангел», посвященный 85-летию композитора Родиона Щедрина. Смотр продлится до 18 декабря.

События фестиваля разворачиваются в нескольких направлениях. В консерваториях Нижнего Новгорода, Саратова, Санкт-Петербурга, Москвы проходят концерты-посвящения, где представлена камерная, хоровая, фортепианная музыка юбиляра.Произведения Щедрина прозвучат в Красноярске, Оренбурге, Сургуте, Улан-Удэ, Владивостоке.

Но самое примечательное — это программа, подготовленная для малых городов Центральной России. Так, в старинный Боровск привезли оперу Щедрина «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой». Либретто к «хоровой опере в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных» написано самим Щедриным на основе «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Жития протопопа Аввакума», писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трех исповедницах». По словам инициатора и художественного руководителя фестиваля, профессора Консерватории Александра Соловьева, «данное сочинение — одно из выдающихся оперных образцов в русской музыке, реалистично отображающее великую историю нашего Отечества. А возможность исполнить «Боярыню Морозову» в Боровске, где, собственно, и произошли события, описываемые в сочинении, — заключение в острог и казнь непокорных, — придает звучанию особую пронзительность и драматичность. Боровск буквально «пропитан» духом старообрядчества: храмы, Музей истории города, часовня на месте предполагаемой гибели Феодосии Морозовой. В нескольких километрах — знаменитый Пафнутьев-Боровский монастырь, где держали в заточении протопопа Аввакума».

«Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой»В спектакле ГИТИС-театра, поставленного режиссером Викторией Агарковой и сценографом Ириной Дерябиной, воссоздана грозная атмосфера того времени и почти плакатно выражен основной конфликт произведения — непреклонность духа и верность убеждениям. «Нам хотелось художественными средствами театра рассказать о судьбе одной из известнейших женщин в русской истории. К произошедшим событиям можно относиться по-разному, но невозможно не удивляться поразительной силе духа этой женщины. Боярыня Морозова была приближенной царя Алексея Михайловича и обладала абсолютно всеми благами, но не поступилась своими принципами, не предала свою веру — и в итоге в муках умерла в грязной тюремной яме. Сама музыка оперы, построенная на ярком контрасте, подсказала сценическое решение спектакля», — призналась Агаркова. Пластика хора в современном «дискотечном» стиле невероятно корреспондирует с музыкой — жесткой, иногда агрессивной, нарочито изломанной в сценах издевательства и угроз в адрес Морозовой и Урусовой.

— Опера Щедрина — подарок для души, — поделился впечатлениями присутствовавший в зале митрополит Русской православной старообрядческой церкви Корнилий. — Выбор духовного пути столь же актуален для сегодняшней России: бесовские силы, представленные в постановке, постоянно вокруг нас. Но нам никак нельзя сворачивать с дороги. Щедрин с Божией помощью и своей гениальностью это замечательно уловил».

Впереди в сетке фестиваля — русское фольклорно-симфоническое действо «Конек-Горбунок» на основе музыки одноименного щедринского балета и сказки Ершова в сопровождении песочной анимации. Проект поддержало Министерство культуры РФ, и постановку Петра Татарицкого увидят дети Тулы и близлежащих Венёва и Алексина, города, откуда ведет свое происхождение род Щедриных.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть