Лучше гор могут быть только горцы

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ, Дагестан

16.06.2016

В Дагестане прошел первый этап VII Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы». Масштабный смотр собрал 40 коллективов из разных районов республики, а также ансамбли из Словакии, Мексики и даже Шри-Ланки.

Не знаю, как гости из Латинской Америки или Южной Азии, но корреспондент «Культуры» к поездке готовилась основательно. Главным образом — морально. 

— Какой ИГИЛ?! Чтобы вы знали — преступность в Дагестане в три раза ниже, чем в других субъектах РФ, — успокоил меня первый зампред правительства республики Анатолий Карибов. А министр культуры РД Зарема Бутаева улыбнулась: «У нас сегодня — ренессанс». Кстати, при поддержке ее ведомства проходит фестиваль «Горцы». 

— За последние два года в Дагестане ни одного теракта не было, — говорит начальник Управления культуры Махачкалы Фарид Абалаев. — Лет пять назад родители боялись детей отпускать на открытые площадки. Теперь все по-другому. Только что в городе закончился фестиваль — «Сто лиц столицы». На концерте несколько тысяч человек собралось. Страх прошел.

Он и вправду прошел, но полицейские с автоматами остались. Их то и дело встречаешь на улице. «Пусть стоят, — говорят жители. — Никому не мешают, зато с ними спокойнее».

— Думаете, у нас раньше так много боевиков было? Нет, мы просто в горячей геополитической точке находимся, — объясняет Абалаев. 

Какой бы эта точка ни являлась с позиции геополитики, для туриста тут — настоящий рай. Каспийское море, песчаные пляжи, горы Большого Кавказа, вечные снега, водопады и даже пустыня (здесь снимали про легендарного товарища Сухова — в частности, эпизод, в котором закапывали несчастного Саида). Добавьте к этому средневековые сторожевые башни, разбросанные по горным хребтам; Дербент, чья историческая часть включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; село Кубачи со знаменитыми серебряных дел мастерами. И, конечно, небывалое культурное и лингвистическое разнообразие: Дагестан самый многонациональный регион России, маленький Вавилон. Тут, по разным подсчетам, проживает около ста народностей — аварцы, даргинцы, рутульцы, ногайцы, сирхинцы, цахуры, таты... 

При этом титульной нации в республике нет. Вернее, есть, но не одна — их 14 (в том числе русские). Почти у каждой — свой профессиональный театр на родном наречии. Формально ученые насчитали в Дагестане около 40 языков. Но все гораздо сложнее. Потому что почти каждый делится на диалекты (например, даргинский состоит из более чем тридцати), носители которых с трудом понимают друг друга или не понимают вовсе. Встречаются даже так называемые «одноаульные» наречия, на которых говорят в одном-единственном селе.

В такой ситуации язык межнационального общения для Дагестана — русский. Дагестанские языки не из легких. Скажем, табасаранский признан одним из сложнейших в мире, одних падежей в нем — 46 (рекордное количество). 

Рассказывают, когда-то Бог ходил по земле с мешком на спине и раздавал народам говоры. В Дагестане он задремал, котомка опрокинулась — вот и получилась «гора языков» (регион так и называют). Сегодня эта особенность — гордость и визитная карточка края. Про сто народов и столько же языков с удовольствием сообщают каждому туристу. Правда, последние — нечастые гости. В основном приезжают те, кто уже бывал. Наведываются и иностранцы — путешествуют дикарями по горным селам, где дивятся не только экзотике, но и хлебосольству: вас не выпустят из дома, пока не накормят. Национальная кухня — отдельный разговор: сюда впору устраивать гастрономические вояжи. Увы, репутация у здешних мест такая, что мало кто из российских граждан решится отдохнуть.

— Про Дагестан пишут лишь негатив либо не пишут вовсе, — расстраивается Марита Мугадова, заместитель министра культуры, директор республиканского Дома народного творчества, один из организаторов фестиваля «Горцы». — Попробуйте выйти с репортажем о нашем мероприятии на федеральный канал — ничего не получится. Никто не информирует, что у нас идет культурная жизнь, приезжают коллективы со всего мира. Хотя тут речь не только о Дагестане — телевидение совсем не интересуется традициями народов своей страны, нет ни одной передачи, посвященной фольклору, вековой культуре. А ведь это лицо человека, и его надо сохранять.

Сохранением здесь занимаются серьезно. За последние несколько лет на базе клубов было открыто 263 центра традиционной культуры народов России. К тому же 2016-й объявлен главой республики Рамазаном Абдулатиповым Годом гор. Кроме того, что дагестанский президент поддерживает культуру, он старается популяризировать национальный костюм: положил начало традиции носить его в День конституции республики — 26 июля. Почину с удовольствием последовали. «И это не маскарад, — уверяет  Мугадова. — Люди осознанно облачаются в одежду предков, гордятся ею». Кстати, в рамках фестиваля «Горцы» всегда проходит праздник «Поэзия народного костюма», где фольклорные ансамбли демонстрируют наряды, характерные для своего района. И еще рассказывают о них — ведь древняя одежда многое отражает: этнические особенности, родоплеменную принадлежность, возраст, социальный статус и даже картину мира. 

Что до фестиваля «Горцы», одного из главных культурных событий республики, то он проходит в рамках биеналле. Один год идет «Каспий — берега дружбы» — праздник народного творчества российских регионов и прикаспийских стран. Второй — посвящен смотру «Горцы», собирающему фольклорные коллективы со всего мира. В разное время сюда приезжали ансамбли из Индии, Таиланда, Турции, Ирана, Франции... На сей раз, как уже говорилось, гостями стала Шри-Ланка, а также Мексика и Словакия, уже не впервые участвующие в мероприятии. К слову, с 2012-го «Горцы» — под эгидой ЮНЕСКО.

Нынешний VII форум открывал Республиканский фестиваль детского художественного творчества «Маленькие горцы», где выступали инструментальные, вокальные, хореографические и фольклорные команды. Тем временем взрослые проблемы обсуждались на конференции «Межкультурное сотрудничество как средство достижения мира». Но главными событиями стали, конечно же, концерты — в махачкалинском Русском драматическом театре имени Горького, у стен средневековой крепости Нарын-Кала в Дербенте, в Избербаше и в других районах республики. В рамках «Горцев» прошел конкурс исполнителей на народных инструментах «Играй, душа!». Душа играла на зурне, пандуре, сазе (разновидность лютни), агач-кумузе (трехструнный щипковый инструмент народностей Дагестана), таре, барабане, гармони. В Махачкале состоялся конкурс исполнителей народной песни «Дагестанские родники», а в Дербенте — фестиваль «Пой, ашуг!». Ашуги — восточный эквивалент трубадуров, феномен, значительно повлиявший на музыкальную культуру от Ирана до Северного Кавказа.

Тут же был организован праздник канатоходцев «Пагъламан». Кстати, в Дагестане это народная забава. Здесь их называют пехлеванами — слово пришло из персидского, где обозначает богатыря или просто героя. Без героизма в этом деле и шагу не ступишь — если учесть, что идти надо с завязанными глазами, заставляя публику вскрикивать и зажмуриваться. По канату ездят на велосипеде, на нем же под звуки зурны и барабана отплясывают лезгинку. Проделывают все любители — профессионального цирка в Дагестане нет. Зато пехлеваны дадут фору многим артистам манежа. Зародилось «тонкое искусство» не случайно — во всем виноваты горы. Когда-то их жители натягивали канаты, чтобы преодолеть узкие ущелья или перейти через бурные реки. Долгие годы мастерство оставалось сугубо бытовым явлением, пока артистичные обитатели села Цовкра не создали из него целое представление — добавили акробатические элементы, пригласили зурнача, шута и стали колесить по окрестностям... 

Второй этап фестиваля пройдет с 25 по 29 июля и соберет коллективы из десяти регионов России, а также из Азербайджана. «Горцы» всегда ждут к себе — понятие гостеприимства на Кавказе до сих пор священно.