Продолжаем «Движение»

Елена МАЧУЛЬСКАЯ, Омск

27.04.2016

В Омске стартовал четвертый национальный фестиваль кинодебютов «Движение». 

За три минувших года фестиваль закрепил за собой репутацию самого яркого смотра молодого российского кино, открывая невиданные ранее форматы и новые имена. Эхо омских дебютов оказалось громким — так, картина Даниила Зинченко «Эликсир», премьера которой состоялась на прошлом форуме, в 2016-м вошла в официальную программу Берлинского кинофестиваля.

Ставшее заметным объектом на кинокарте страны, «Движение» живет вопреки всем финансовым сложностям. Организаторы держат планку достаточно высоко — да, это показ дебютов, но и дебют должен быть «на уровне»: далеко не каждая заявленная лента была допущена к конкурсу. 

Нынешняя редакция фестиваля отличается компактностью: за пять дней будет представлено не более четырех десятков картин разного формата и метража. Качество устроители гарантируют. Известное здесь соседствует с неизвестным, объединяя в одном пространстве короткометражки и «полный метр», работы начинающих авторов и фильмы ведущих режиссеров, которые обещают стать громкими премьерами сезона. В общем, ленты, несущие в себе, по заверению программного директора форума Стаса Тыркина, некий вектор развития отечественного кино.

— В основной конкурс попали картины, рассказывающие исключительно о сегодняшнем дне, — делится он, — пытающиеся как-то его осмыслить и, по-моему, едва ли не впервые за долгие годы нащупавшие новый язык для описания нашей реальности.

Черно-белая история одного невероятного исчезновения, которое может случиться с каждым («23.59» Глеба Черепанова и Дениса Катаева); драма о поколении стертых sms («Арбузные корки» Бориса Гуца); пугающая своей обыденностью повесть о молодых людях, живущих без моральных ориентиров в обществе, неспособном эти ориентиры дать («Аномия» Владимира Козлова)…

Программа кинодокументалистики объединяет фильмы, рассказывающие о событиях от первого лица, с лентами, предъявляющими совершенно другой, фольклорный подход. На землю спускается погостить якутское божество («Бог Дьёсёгёй» Сергея Потапова); все труднее становится веселиться эксцентричной хозяйке испанского ресторана («Донна Лючия» Олеси Хороших); на глазах у зрителя рождаются нереальные истории («Русские сказки» Саши Горчилина).

Похоже, что кинематографистов все больше интересует человек в необычных обстоятельствах. Герой «Феррума» Прокопия Бурцева из хорошо знакомой криминальной городской среды попадает в глухую тайгу, где стирается грань между настоящим и прошлым, реальностью и мифом. Перед американским шпионом, которого засылают в «Газпром» (уже смешно), стоит нелегкая задача — стать настоящим русским (комедийный сериал «Адаптация» Федора Стукова). А герой драмы «Инсайт» Александра Котта, потеряв зрение, утрачивает все связи с прежней жизнью, но в новой встречает незаурядную женщину, способную видеть больше, чем остальные люди.

Жюри основного конкурса в этом году возглавляет режиссер Валерий Тодоровский.