Каналы связи

19.11.2015

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

В Венеции прошел VI Фестиваль российского кино «Рускино в Ка’Фоскари». Новые отечественные фильмы, а также нестареющая классика помогли итальянцам окунуться в культуру нашей страны.

В ноябре город каналов — «мраморный, гулкий, пустой аквариум с запотевшим стеклом», как писал Бродский — особенно напоминает Санкт-Петербург. Вероятно, поэтому русское искусство здесь ценят и ждут. Организатором фестиваля традиционно выступил Центр изучения культуры России при Университете Ка’Фоскари (CSAR), созданный Венецианским университетом и нашей Дирекцией международных программ (ДМП). По словам главы ДМП Татьяны Шумовой, основная цель — дать полный, не стереотипный портрет России. Аудитория — молодые европейцы, изучающие русскую культуру в Университете Ка’Фоскари. Многие из них участвуют в подготовке фестиваля. В частности, их привлекают к созданию субтитров. Студентам они засчитываются как курсовые работы, а лучшим Центр вручает почетные премии.

Нынешнее «Рускино» открылось лентой Веры Глаголевой «Две женщины» — костюмной экранизацией пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне». В картине сыграл англичанин Рэйф Файнс, причем так вжился в роль Ракитина, что даже выучил русский (правда, из-за акцента его героя все же пришлось дублировать). Продолжили программу «Дорога на Берлин» Сергея Попова и «Путевка в жизнь» Олега Галина, а также ностальгическая комедия Александра Карпиловского «Частное пионерское 2» — про любовь и ревность в летнем лагере. Под занавес зрителям показали шедевры Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Кроме того, открылась выставка «Россия — Италия. Страницы двух культур. Кинематограф». Среди экспонатов — яркий плакат к «Невероятным приключениям итальянцев в России», кадры из «Войны и мира», «Иванова детства», «Человека-амфибии».

— Этот фестиваль — подтверждение того, что в Италии относятся к нам гораздо лучше, чем пишут местные газеты, — говорит Александр Нуризаде, генеральный консул России в Милане. — Есть гигантская пропасть между негативом в прессе и тем, что чувствуют рядовые итальянцы.

Фестиваль «Рускино» — не единственное детище Центра. Много внимания здесь уделяется и изобразительному искусству. Скажем, в начале года в Венеции прошла выставка «Широко открытыми глазами»: русский импрессионизм конца XIX — середины XX века, за границей почти неизвестный, — Коровин, Кустодиев, а также Пименов и классики соцреализма Дмитрий Налбандян и Александр Герасимов. Кроме того, CSAR устраивал экспозиции, посвященные Родченко, Ивану Глазунову и Палладио (последняя затем приехала в Москву). В Венеции, где туристы избалованы достопримечательностями, эти проекты оказались успешными: отечественных импрессионистов посмотрели около 30 000 человек.

— У Центра есть научная деятельность: публикации, конференции, — отметила директор CSAR Сильвия Бурини. — Например, на днях выйдет сборник, посвященный Юрию Лотману. Не удивляйтесь: я немножко училась в Тарту, и теперь перевожу Лотмана на итальянский.

По словам Татьяны Шумовой (а Дирекция международных программ организует подобные проекты и фестивали уже более двадцати лет), главная задача — создать своеобразную «улицу» с двусторонним движением:

— Не только показывать нашу культуру в Италии, но и знакомить Россию с родиной Данте и Микеланджело. Общение наших народов — давняя история. И то, что мы до сих пор чтим эти традиции, — залог серьезных намерений наших государств.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Нина 22.11.2015 11:58:30

    Уважаемая редакция!
    Опять резкий неприятный звук! Не Ваш это автор! Фильм Две женщины "костюмная экранизация пьесы Ивана Тургенева". Значит, тогда фильм "Борис Годунов" Мирзоева - это не костюмная экранизация.
    То мы несказанно удивляемся, что простой народ валит на выставку Серова! Да, он действительно простой (я таких лиц раньше на выставках не видела). Но разве искусство не принадлежит народу? Разве в середине XIX века простые люди не ходили в Малый театр?
    Так нет, мы его отучим, и удивимся, что он не совсем отучился.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть