Песни войны и мира

Елена ФЕДОРЕНКО

14.05.2015

В Московской консерватории завершился Третий международный открытый фестиваль «Дню Победы посвящается…»

Духовой оркестр, озаривший белыми геликонами партер Большого зала Консерватории, дефиле звезд российской эстрады и оперы, бравые музыканты под предводительством генерал-лейтенанта Валерия Халилова, сводный хор — таким запомнилось открытие фестиваля. 

Проект родился три года назад благодаря инициатору смотра, худруку и дирижеру Камерного хора Московской консерватории Александру Соловьеву. На сей раз в шести разножанровых программах приняли участие более 600 артистов — оркестры, хоры со всей России (Владимирская капелла мальчиков и юношей, Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры, Хор студентов Казанской консерватории, Академический Большой хор РГГУ). Содружество артистов Москвы показало в Рахманиновском зале спектакль «Письма памяти»: знакомый сюжет про войну, разорвавшую мирную жизнь и разметавшую семьи, про мучительные расставания и трогательные встречи «рассказали» через пантомиму, танец и родные песни военных лет. 

День Победы отметили серьезно и строго: в Малом зале Консерватории в фестивальной программе встретились сочинения композиторов-фронтовиков Григория Фрида, Михаэля Ройтерштейна, Андрея Эшпая и совсем юных лауреатов недавно завершившегося в Московской консерватории конкурса к 70-летию Победы. «К теме войны прикасается то поколение, которое знает о ней лишь по книгам и фильмам: это продиктовано потребностью в сопереживании, в стремлении услышать «эхо их голосов», пока не оборвалась последняя нить с реальными героями Великой Отечественной», — подчеркнул Александр Соловьев. 

О «Ленинграде и Победе» пели гости из города на Неве — композитор Яков Дубравин в сопровождении женского хора Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова под управлением Сергея Екимова и джазовая певица Этери Бериашвили. 

Параллельно фестиваль шествовал по стране, открывая свою орбиту дружественным странам СНГ. Состоялись интересные концерты в Астане, Минске, Санкт-Петербурге, Калуге, Красноярске, Кирове, Ижевске, Магнитогорске, Саратове, Смоленске, Улан-Удэ. 

Душой фестиваля стала Александра Пахмутова. Тема войны в ее творчестве переплетается с размышлениями о судьбе России, о героях прошлого и нашего времени. «Я родилась в Сталинграде, встретила в этом городе войну и помню великую битву за Сталинград, ее героев — мужественных, но в то же время простых, ласковых, добрых, сердечных людей, — вспоминает Александра Николаевна. — Мы, маленькие дети, забирались на крышу нашего дома, где располагалась пулеметная точка, и солдаты угощали нас конфетами и пряниками. С болью думаешь сейчас, что потом они шли на смерть за нас. Во всей моей творческой жизни — и в симфонической музыке, и в песнях — стараюсь рассказать о подвигах нашей армии, о людях, отдавших жизнь во имя того, чтобы мы жили сегодня. Благодарность им — в моей душе навсегда». 

Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, Александр Ф. Скляр, группа «Кватро» и оперные певцы Аскар Абдразаков, Василий Ладюк, Андрей Жилиховский перепланировали свои графики, чтобы выйти на сцену Консерватории в одном вечере с Александрой Пахмутовой. Сама Александра Николаевна аккомпанировала им за роялем. 

Особое впечатление от концерта-открытия оставили дети: Маша Строганова — дарование из Волгограда, звонкоголосый Богдан Липатов, две дюжины мальчишек в «Сигнальщиках-горнистах» из Академии хорового искусства имени Попова. 

Наряду с великими хитами Пахмутовой звучали менее знакомые, но не менее прекрасные в своей мелодической щедрости «Волга-вольница» и «Ваня». К фестивалю родилась новая песня, связанная с темой Победы, — «Его зарыли в шар земной», с огромным воодушевлением зрители встретили песню «Поэт-фронтовик» на стихи Николая Добронравова. Он — соавтор шедевров Пахмутовой — по праву разделял восторженные овации зала.

На завершающем вечере слушателей познакомили с новой хоровой композицией «Тени героев» Александра Чайковского и специально подготовленной для камерного оркестра и хора версией кантаты Альфреда Шнитке «Песни войны и мира» (1959). Сегодня раннее сочинение композитора воспринимается как никогда актуально: «Но не сбить нас сталью, не спалить огнем, вся Россия с нами!»