«А ля мужик» от кутюр

09.09.2012

Алла КРАСИНСКАЯ,

Прошедшее лето подарило модницам возвращение стиля ампир: высокая талия и глубокое декольте платьев, длина — миди, короткие пиджачки, заканчивающиеся на линии груди.

Все это современные модельеры позаимствовали у императора Наполеона. Наряды в стиле ампир модные дамы носили ровно 200 лет назад, в канун войны 1812 года.

Современные модельеры вернули модницам забытый стиль ампир

После Великой революции Франция стала законодательницей моды. «Высший свет во всем пытается подражать французам. И хотя французские манеры сами по себе не плохи, все же это похоже на обезьянничанье», — писала англичанка Кэтрин Вильмонт, в предвоенные годы гостившая у Екатерины Дашковой. И добавляла: «Странно видеть, как, восхищаясь французскими обычаями, модами и языком, они поносят Буонапарте — в этом есть что-то наивное». Свою империю Наполеон Бонапарт создавал по подобию римской. А потому стиль ампир («империя»), сложившийся в его правление и в архитектуре, и в декоративном искусстве, и в моде, представлял собой усовершенствованную копию античных образцов.

В женской моде хитом стала туника. Конечно, несколько видоизмененная по сравнению с оригиналом. Светские львицы фланировали в наряде под названием «шемиз», состоявшем из двух туник — нижней, длинной, с короткими рукавами «фонариком» и глубоким вырезом, и верхней — без рукавов, выполненной из ткани иного цвета и длиной до колен. Для визитов нижняя туника «оснащалась» длинными рукавами.

В моду также вошел глубокий вырез на спине и на груди. Декольте украшали рюшами, оборками и плетеными из шелка-сырца французскими кружевами, блондами. Наряженная подобным образом дама своим видом напоминала античную колонну. Кроме шемиза, в гардеробах аристократок встречались так называемые роб ан кёр («сердце») — недлинные бальные платья с сердцеобразным вырезом и манто де кур («придворное») — пальто с короткими рукавами, с боков и сзади препоясанное, а спереди распашное. И непременный спенсер — короткий жакет, сшитый из бархата или сукна, с высоким стоячим воротником (или воротником-оборкой) и длинными рукавами, Несколько видоизмененная по сравнению с оригиналомзаканчивающимися воронкообразными раструбами.

Верхней одеждой служили кашемировые шали. Их, возвратившись из египетских походов, ввел в моду все тот же Наполеон. Дамы набивали шкафы бесчисленным множеством шалей разных форм, цветов и фактур. У Жозефины, супруги Наполеона, их было более полутысячи. Особенно ценились индийские и арабские образцы, в которые красавицы драпировались самыми разными способами, конкурируя между собой в этом далеко не простом искусстве. В те годы существовал даже модный танец «па де шаль» (он упоминается в романе «Война и мир»).

Голову украшали низкие чепцы и удлиненные шляпы-«кибитки» с кружевами и лентами, а также высокие цилиндрические, с бунчуками и плюмажами, и шутэ («гнездо»). Считалось, что истинная аристократка должна иметь в своем арсенале не менее 365 шляпок и столько же пар обуви. А еще она должна быть буквально увешана украшениями — камеями, диадемами, нитями искусственного жемчуга, ручными и ножными браслетами, кольцами (желательно на каждом пальце) и серьгами с подвесками.

В 1812 году, когда началась война с Наполеоном, поклоняться французскому в России стало непатриотично. Особы женского пола, приближенные к императору, вынуждены были появляться при дворе не иначе как в сарафане. Правда, такой сарафан напоминал вышеупомянутый шемиз. Ну а камей и шалей никто не отменял. И еще немного о взаимопроникновении культур: у французов после войны в тренд попала прическа «а ля мужик».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть