Светлана Тегин: «Мы создаем достойную конкуренцию западным маркам»

Дарья ЕФРЕМОВА

15.12.2016

Изысканные вещи Модного дома TEGIN известны далеко за пределами России — коллекции в глубоких тонах с непередаваемой игрой фактур не обходят вниманием европейские издания Vogue.

Несмотря на многообразие стилевых решений — тут и спорт-шик, и ориенталистика, и ретро, навеянное черно-белым кино и театральным костюмом времен Таирова, — почерк Светланы Тегин всегда узнаваем, а ее дефиле становятся настоящими представлениями. То вместо саундтрека запишет стук собственных каблуков, звук электродрели, фена и тибетской чаши, то оформит площадку целлофаном, наполненным водой, — так, чтобы с потолка свисали гигантские капли. В продолжение серии материалов об отечественных дизайнерах «Культура» поговорила с модельером о мистической Монголии, хорошем вкусе и изнанке глянцевого мира. 

культура: Ваш бренд называют символом европейской утонченности. Согласны? 
Тегин: В первую очередь TEGIN — российский бренд. Мы создаем достойную конкуренцию западным маркам. В моих работах присутствует не только европейская утонченность, но и азиатская сдержанность, функциональность. Я родилась на Украине, выросла в Болгарии, живу и работаю в России, Монголии и Италии. В моей голове, как в блендере, смешались все эти культуры, к ним каждый раз добавляются новые впечатления от путешествий, вернисажей, театра, кинематографа. Так что в основе стиля — все-таки микс.

культура: Темами Ваших коллекций становились самые разные сюжеты: тринадцать клонов Нормы Бейкер, Джейн Эйр, Нью-Йорк 20-х, птицы и даже морские гады. (В 1999-м посвященные античности и морю «Устрицы», окутавшие моделей бело-розовым шелком, словно раковинами, вошли в топ-100 лучших коллекций планеты по версии Vogue. — «Культура».)
Тегин: Вдохновить меня может все что угодно. «ОтКЛОНение от Нормы» 2004 года — совместный проект с художником комиксов Хихусом. Фабула там такая: для своих бесчеловечных экспериментов безумец сотворил тринадцать клонов девушки, но, не выдержав ужасного обращения, они убили создателя и вырвались на свободу — искать себя в джунглях мегаполиса. Джейн Эйр — тоже старая история. Образ разорившейся английской аристократки, застегнутой на все пуговицы, внешне чопорной, а на самом деле чувственной, решался за счет сочетания золота и камзольных материалов с серыми футболочными тканями. В начале нулевых использовать повседневные детали в вечерних линейках не было принято. Так сентиментальная героиня Шарлотты Бронте оказалась новатором. 

Сейчас у меня, конечно, совсем другие замыслы. Мы ведем разработку зимы 2017/18, и темой снова станет моя любимая Монголия. (Коллекция MONGOL, выходившая осенью-зимой 2008-го, была посвящена Чингисхану. — «Культура»). Пять лет мы производим кашемир именно в этой загадочной и мистической стране, славящейся степями, пустыней Гоби и нетронутой природой. Путешествия по Монголии напоминают медитацию, они меня бесконечно вдохновляют. Одновременно с этим в производстве находится линейка лета-2017, которая через несколько недель появится в магазинах.

культура: Летнюю коллекцию многие уже видели. Летящие туники, свободные платья, пижамный стиль, много морской тематики и даже спортивные брюки с лампасами в сочетании с кардиганом из золотого люрекса. Это что-то круизное, никак не для рабочих будней? 
Тегин: Коллекция наполнена настроением французской Ривьеры, но, по-моему, она вышла довольно уютной и носибельной. Надеюсь, это понравится покупателям: вещи комфортные, сшиты из натуральных материалов. А что до мерцающих поверхностей — так пусть добавят немного волшебства. У меня они ассоциируются с бликами, возникающими от соприкосновения с солнечными лучами. Мерцание, отражения, круги на воде — водная стихия во всем ее разнообразии. Не думаю, что все это исключительно для круиза, вполне городские комплекты. 

культура: А как же быть с модными советами, что, например, спортивные брюки в сочетании с летящей накидкой хороши только на подиуме, а в жизни лучше не рисковать? 
Тегин: Мне кажется, российские покупатели образованны и хорошо разбираются в трендах, качестве и сочетаниях, вкус их не подведет. Да и вообще — что такое хороший вкус в одежде? Понятие размыто настолько, что никаким экспертам не разобраться. С одной стороны, требуется ярко выраженная индивидуальность, с другой — сдержанность и рафинированность. Как это объединить? Думаю, у каждого из нас есть внутренняя цензура, и основывается она на воспитании, эстетической компетенции. Конечно, образованность в сфере моды и искусства нужно повышать, но лучше не путем запретов. 

культура: Оптимисты говорят, что в последние годы в России наметилась положительная тенденция: мы стали стремиться к лаконичности, выбираем более простые, но от того не менее красивые вещи, отказываемся от кричащих цветов, аляповатости. Так ли это? 
Тегин: То же самое происходит и в мировой моде: посмотрите линейки домов Dior, Yves Saint Laurent — все очень минималистично.

культура: Диор и Сен Лоран — Ваши иконы? 
Тегин: Это великие мастера, но мой кумир — Эльза Скиапарелли, создательница понятия прет-а-порте. У нее были совместные проекты с Сальвадором Дали, Жаном Кокто, Кесом ван Донгеном. Мне близко ее обращение к искусству.

культура: «Простота в концепции» и есть кредо Вашего Модного дома? 
Тегин: Именно так. У дизайнера должен быть свой почерк. 

культура: Ваша твердая рука заметна даже в детских коллекциях, в том числе школьной формы. Платья до колен в черно-серую клетку, черные костюмы с шейным платком. Это ведь одежда привилегированных английских частных школ, а у нас хотят одевать детей празднично, ярко...
Тегин: На мой взгляд, нарядная отделка в форменной одежде вообще неуместна. Первичны пропорции, силуэт, длина... У современного юного поколения и так много различных отвлекающих факторов, поэтому правильно, когда одежда помогает собраться, воспитывает вкус и ответственность. Кстати, учеников младших классов это обычно никак не стесняет, наоборот, им нравится выглядеть серьезно, по-взрослому. 

культура: Вы стали известной еще в конце 90-х. Сложно на протяжении стольких лет удерживать позиции хедлайнера индустрии?
Тегин: Непросто. Многим кажется, что мода — бесконечный праздник, состоящий из показов, съемок и всякой красоты, на самом же деле fashion-индустрия — это прежде всего жесткий бизнес. Дизайнер редко обладает талантом продаж, поэтому большинству из нас необходимы партнеры, которые возьмут на себя бремя финансовых и организационных вопросов. Мода — тяжелый труд, часто без выходных, отпусков, с бессонными ночами и постоянной нехваткой времени. Не все готовы к перманентному состоянию стресса, а мне такая жизнь кажется единственно возможной.