Женщина в раю

23.03.2012

Александр ПАНОВ

В Галерее «На Чистых прудах», занимающей двухэтажный помпезный атриум здания Торгово-промышленной палаты, открылась выставка скромной художницы Люси Вороновой, неожиданно, но справедливо ставшей звездой русского искусства.

Людмила Воронова окончила художественный факультет Московского технологического института по специальности «Гобелен» и является дипломированным профессиональным художником. В 1980-е получала премии МОСХа. А потом произошел резкий сдвиг — появление Люси Вороновой. Сдвиг в лучшую сторону, после которого искусствоведы начали ломать голову над софистическим вопросом — это «наив» или «примитив».

Дискуссии бессмысленные, как всякие выморочные споры вокруг подлинного творчества. Не «наив», поскольку есть специальное образование. Не «примитив», поскольку потаенных и явных цитат, от античности до авангарда, здесь не счесть, а также есть узнаваемая авторская манера, но не дурацкое опрощение. Воронова менялась со временем: от довольно депрессивных, сумрачных пейзажей и портретов эпохи «великих перемен» 90-х до того бесконечного внутреннего райского сада с вкраплениями земных обитателей (цветы и женщины), с документацией которого Люся Воронова вошла в историю новейшего искусства через головы критиков и искусствоведов.

Люся Воронова — блистательный художник, но времена ныне такие, что качество доказывает арт-рынок. В 2010 году на британском аукционе MacDougall’s натюрморт «Цветы декабря» был продан за 28 тысяч долларов, на прошлой неделе на московском аукционе галереи «Совком» натюрморт «Цветы зимы» ушел за 950 тысяч рублей. Сайты в интернете вносят Люсю в десятку самых успешных российских художников. Нынешнюю выставку «Миры Люси Вороновой» в Галерее «На Чистых прудах» поддерживает Фонд «Русское современное искусство Цюрих». Только что издан российской компанией «Коста» альбом в 350 страниц. Это не самые феноменальные показатели для «актуального» художника, но Люся никогда за актуальностью не гналась. А для творца, долго и спокойно делающего свое странное и индивидуальное дело, — успех.

«Миры Люси Вороновой», если повторять название выставки, — миры аутизма, закрытости в собственном универсуме, но не по причине депрессии и нигилизма, а тайной радости. Ее смешные модели с каплевидными носами и открытым взглядом, ее орнаментальные и часто парадоксальные фоны, которые нужно разглядывать, ее безумная флора, продирающаяся сквозь зияющую черноту задника, самоотрешенность, парадоксально симметричная открытости миру, пресловутая «наивность», которая не равна самодеятельности, но есть свидетельство глубокого погружения в ткань и плоть искусства, клоунада, в которой проскальзывает трагика... Множить смыслы можно сколь угодно. Миры Люси Вороновой безграничны.

Успех пришел накануне серьезного юбилея в будущем году. Лучше поздно, чем никогда. Рай открыт без перерыва.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть