Запечатленный Лесков

Александр ПАНОВ

06.04.2012

В Государственном литературном музее открылась выставка «Запечатленный ангел. Мир Н.С. Лескова глазами современных художников» — камерный вариант итогов международного конкурса, посвященного юбилею великого русского писателя.

Детство и юность Николая Семеновича Лескова прошли в Орле, в доме, откуда открывался «просторный вид за широкий и глубокий овраг с обрывистыми краями». Дом сгорел во время пожара в 1850 году, когда молодой чиновник уже был переведен на службу в Киев.

Однако музей Лескова в Орле все же существует — как филиал Орловского государственного объединенного музея И.С. Тургенева. Последний и стал соорганизатором Международной выставки-конкурса живописи, графики, скульптуры «Запечатленный ангел», учрежденной московским Творческим союзом профессиональных художников.

Статус международного конкурс получил благодаря участию художников с Украины и из Прибалтики — мест, где Лесков побывал по служебной надобности. В полном варианте проект «Запечатленный ангел» минувшей осенью показывался в Орле. А теперь в Москве избранные работы лауреатов демонстрирует Государственный литературный музей — в маленьком зальчике на Петровке.

Скромное пространство в кирпичных сводах Петровского монастыря как раз очень подходит для подношений автору «Мелочей архиерейской жизни». Другое дело, что победившие в конкурсе художники, даже не подозревая, в каком сакральном месте будут показаны их работы, с ненужным трепетом отнеслись к своему символическому герою. Большинство участников московской выставки будто попали, цитируя Лескова, «в те недавние, но глубоко провалившиеся времена».

Славные пейзажи с церквями и усадьбами, интерьерные фантазии на темы ушедшей России в духе Добужинского и Коровина, ветхие провинциальные домики с кошкой на фасаде, необходимая доля евангельской мистики. Прямых иллюстраций к Лескову нет — что, может, и к лучшему. Почти никто из участников проекта не понял, что Николай Семенович Лесков — великий русский писатель именно потому, что передал дух русского народа в его необратимой противоречивости. Никакого натурализма, а тем паче почвенничества в его творениях нет — есть нутряное погружение в суть народного естества, где кипят невыдуманные алогичные страсти.