Веничка с горошком

03.02.2012

Александр ПАНОВ

В Коломне начал ежедневную работу новый культурный объект необычного формата. Его полное название — «Арт-коммуналка. Музей. Мастерская. Ерофеев и Другие». Формально он открылся 1 декабря прошлого года, но реально функционировать начал только сейчас.

В коломенском пединституте в 1962 году предпринял последнюю попытку получить высшее образование легендарный Венедикт Ерофеев, автор поэмы «Москва — Петушки». Попытка снова окончилась провалом: со второго курса историко-филологического факультета студента отчислили «за пропуск занятий без уважительных причин, академическую задолженность и нарушение правил порядка и гигиены в общежитии».

Во время кратковременной учебы Ерофеев подрабатывал грузчиком в магазине «Огонек». Понятно, что в винном отделе. Этот магазин находился на первом этаже жилого здания в самом центре города, где карликовый памятник Ленину приветствует колокольню Иоанна Богослова, а позади взгромоздились стены Кремля. Как тут не вспомнить хрестоматийный зачин ерофеевской поэмы: «Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышу про него, а сам ни разу не видел». Коломенский кремль Ерофеев точно видел. Так вот, в этом самом здании на втором этаже местный Центр культурных инициатив и открыл «Арт-коммуналку» — музей, посвященный советскому быту 60-х и конкретно Веничке, а также выставочный зал, где будут показывать свои работы приглашенные художники. Дебютировала питерская москвичка Вита Буйвид с увеличенными и раскрашенными от руки отпечатками старых черно-белых фотографий, на которых запечатлены бытовые сценки из жизни дореволюционной Коломны.

Центр культурных инициатив и в самом деле очень инициативен. Благодаря ему в Коломне появились Музей пастилы, деревянная инсталляция под открытым небом «Катальные горки» Николая Полисского, прошел книжный фестиваль «Антоновские яблоки». Все это выдержано в жанре театрализованных представлений, перформансов, если угодно. «Арт-коммуналка» — не исключение. На открытии выставки и фактическом открытии музея читали Ерофеева, раздавали петушков на палочках, кормили сосисками с горошком и наливали портвейн. Девушка Изольда изображала пионерку, томная барышня в павловопосадском платке и с «беломориной» во рту приглашала разгадывать кроссворд из газеты пятидесятилетней давности, потом под гитару пели песню про кота за углом. На стенах — лыжи и велосипед, на стеллажах — Хемингуэй и нечто несусветное про покорителей Севера, в ванной сохнут советские фотографии, в отдельной комнате восстановлена девичья тех еще времен.

Безусловно, путешествие по волнам памяти удалось. Вот только возникает вопрос: оно было нужно? В сущности, перед нами очередной извод «Старых песен о главном» и парфеновской телеэпопеи. Декоративное твистование в дедушкиных кедах проще, чем реальная память.

Красиво придуманный и изящно воплощенный проект «Арт-коммуналка» соединил несоединимое. Апологию Венедикта Ерофеева, проклявшего звериный оскал советского бытия, и упоение этим бытом. Плюс современное искусство, болтающееся здесь недоваренной картофелиной в кислых суточных щах. Как-то это все не рифмуется и между собой, и с древними стенами Коломенского кремля.

«И с тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду». Финал ерофеевской поэмы — это про нас.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть