Великий немой

02.12.2012

Александр ПАНОВ

В «Мультимедиа Арт Музее, Москва», он же «Московский Дом фотографии» на Остоженке, открывается выставка «Чарли Чаплин», подготовленная на основе семейных архивов куратором Сэмом Стурдзе, уже привозившим в МАММ проект, посвященный Федерико Феллини.

(1916)Пятнадцать экранов и восемь проекторов показывают отрывки из фильмов Чаплина, киноафиши иллюстрируют творческий путь актера и режиссера, но главное здесь — более двухсот фотографий из частных собраний.

Странно, кажется, сводить вместе ревностных антагонистов-любовников, коими являются уже больше столетия фотография и кинематограф. В выставочном проекте снимки со съемочной площадки кажутся нескромно выставленным исподним творческого процесса, а монументальные кадры из фильмов, превращенные в фотопанно, умертвляют плоть действия, вся суть которого — в движении, пластике и звуке. Но в случае с Чаплиным эта диалектика не работает.

(около 1915)Ему звук, как известно, был не нужен, и тапер отлично справлялся с задачей. Движение и неподражаемую пластику «бродяжки» снимки, конечно, не передают. Но мимика как раз показательна в раскадровках, где подведенные глаза и идиотские щегольские усики делают из персонажа Чаплина святого «новых времен».

Пресловутые снимки со съемочной площадки — это самое интересное. Чаплин без грима — совершенно иной человек, красавец и сноб. Теперь понятно, почему его так обожали юные девушки. И еще эти снимки без грима показывают историю смешного человека трудной судьбы: приемная родина — США — во времена маккартизма довела бывшего лондонца до вторичной эмиграции. Чаплин был не комическим актером, а трагическим, умершим, хоть и в обеспеченном, но изгнании — в Швейцарии. Вот отчего нынешнюю выставку подготовил куратор из Лозанны. И сделал это, надо сказать, отлично.

(1940) (1936)

(1916) (1915) (1931)

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть