Рококо от Михалковых

10.11.2012

Светлана ГИРШОН, Рыбинск

Рыбинский музей-заповедник представил французскую гравюру XVII-XIX веков.

Владимир Сергеевич МихалковВыставка посвящена году французского языка и литературы в России. Музейная коллекция гравюр дополнена иллюстрированными изданиями из фондов Рыбинской центральной библиотеки имени Энгельса. Гравюры, книги, живописные полотна входили в состав нескольких коллекций, в том числе большого и разнообразного собрания, создателем и владельцем которого был выдающийся русский коллекционер Владимир Сергеевич Михалков.

Михалковы были одними из самых родовитых и зажиточных дворян в Рыбинском уезде. С начала XVIII века им принадлежала усадьба Петровское, располагавшаяся на левом берегу Волги у места впадения в нее реки Шексны. За двести лет владения усадьбой Михалковы превратили ее в свое родовое гнездо, где хранились не только семейные архивы и портреты, но и коллекции, собранные представителями семьи разных поколений. К началу XX века в Петровском находились одна из лучших частных библиотек России, обширное собрание русской и зарубежной графики XVI-XIX веков, коллекции по естественной истории. Художественную ценность представляли и бытовые предметы, которые сохранялись владельцами усадьбы на протяжении двух веков. Все это сделало Петровское, пожалуй, одной из самых богатых дворянских усадеб Ярославской губернии. После революции 1917 года, когда русские дворянские усадьбы подверглись разорению, из Петровского в Рыбинский художественно-исторический музей поступило несколько тысяч самых разнообразных предметов. По сей день они составляют одну из основ художественных коллекций музея.

Выставка гравюр, по замыслу ее куратора Марины Мызниковой, состоит из нескольких разделов, отразивших развитие искусства Франции. Открывает экспозицию легкое рококо. Здесь пленяют линиями работы Мартэн Демонши — «Танец с кастаньетами», гравюры Доминика Сорника к пьесе Алексиса Пирона. Завораживает изящный портрет Марии-Генриетты. Представлены и античные сюжеты, столь характерные для рококо, — «Венера, наказывающая Амура» неизвестного художника, иллюстрация Демонши к «Путешествиям Телемаха».

Следующий раздел посвящен Большому стилю Людовика XIV, выражавшему идеи торжества абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания. По свидетельству знаменитой мемуаристки мадам де Севинье, двор Людовика XIV все время пребывал «в состоянии удовольствия и искусства». Роскошь дворцовых приемов поражала посланников европейских государств. Отголоски вкусов — в гравюрах того времени, которые хранились когда-то в семейных дворянских коллекциях. На выставке можно увидеть орнаментальные работы Жана Лепотра, мифологические и евангельские сюжеты в гравюрах Себастьяна Бурдона и Франсуа Пуальи. Здесь и портреты Рене Декарта и прочих исторических личностей — гравюры Робера Нантейля, братьев Жерара и Жана Эделинков.

Третья часть выставки посвящена XVIII веку — эпохе Просвещения. Представлены сочинения Вольтера и Руссо, знаменитые «Басни» Лафонтена, «Путешествия Телемаха» Фенелона, «Опасные связи» Шодерло де Лакло.

XVIII век — время всеобщего увлечения книгой с гравюрами. С 1715 года в Париже в небывалом количестве стали издавать популярные романы с украшениями на титуле, фронтисписе, с заставками и концовками. Об искусстве французских художников свидетельствуют представленные миниатюрные гравюры Реми Анри Жозефа Дельво, Жана Батиста Делафосса, Бернара Пикара.

Великой французской революции посвящен целый раздел выставки. Здесь гравюра неизвестного художника по рисункам Давида «Клятва в зале для игры в мяч». Свидетели эпохи — портреты Сен-Жюста, актера Тальма, французские карикатуры того времени, издания XIX века, посвященные теме Революции и Наполеону Бонапарту.

На смену войнам и революциям приходит тема любви. Сентиментализм, предшественник романтизма, представлен живописью Жана Батиста Греза и серией гравюр «История любви».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть