Революция на «Завалинке»

30.03.2012

Александр ПАНОВ

В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка Владимира Любарова «Буза в деревне Перемилово». На первый взгляд политический манифест, на самом деле — ретроспектива самого народного художника страны.

Серия «Буза», хулиганский отклик на социальные обострения последнего времени, — это только повод сделать полноценную ретроспективу в главном выставочном зале Москвы, на Манежной площади, которая в лучшие времена всякую бузу видела. Аполитичный Любаров на «протестные» волнения отреагировал десятком лубочных холстов, хотя он мыслит эпическими сериями на полсотни минимум.

Хотя, быть может, и не стоило разменивать талант на имитацию революции силами своих героев из полувымышленной деревни Перемилово, где Любаров живет, и столичных полувымышленных бунтов, в которых не участвовал. На всякую любаровскую «бузу» народ и так потянулся бы.

Интеллигенты-либералы знают и помнят Любарова как главного художника журнала «Химия и жизнь», который превратил советский «науч-поп» в подлинный артефакт, пригласив иллюстрировать тексты для «образованцев» настоящих гениев вроде Дмитрия Лиона, Гарифа Басырова, Юрия Ващенко, Ильи Кабакова. И сам подстраховывал их, если картинки не сдавались в срок.

Всякий пьющий россиянин (а таковых, по подсчетам статистики, которая «знает все», две трети страны) видел смешные рожи на этикетках «Завалинки» и некоторых вариантах «Зеленой марки» — это Любаров.

Интеллектуалы тоже находят нечто близкое в творчестве Любарова. Лет пять назад вступительную статью в каталог выставки Владимира в Третьяковке писала Людмила Маркина, заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX веков ГТГ, и там было про парсуны, «обманки» и барочное искусство.

Самое же главное — это его аудитория и натура одновременно, жители той самой деревни Перемилово, куда волею судеб (точнее, сломавшейся машины) успешного книжного иллюстратора и графика-полиграфиста занесла судьба. Столичный сноб, эрудит, иллюстратор Рабле и Вольтера, стал восстанавливать самопальный дом — и вросся в этот странный мир на границе Ярославской и Владимирской областей.

Перемилово — в сущности, авторский миф. Смешные люди в окружении конкретных, узнаваемых деталей. Абсурдные сюжеты (куда же деть выучку художника-нонконформиста, друга Стругацких?) и реалистические пейзажи-интерьеры. Эта смесь лубка, фантазии, натурных зарисовок, личной памяти действует завораживающе.

Владимир Любаров — народный художник. Я на полчаса оттащил его для разговора от зрителей, которым он подписывал альбомы и открытки. Так это был такой скандал — Алла Пугачева позавидовала бы. Вот где случилась «буза».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть