Реализм без «соц»

Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург

10.08.2012

В Санкт-Петербурге проходит выставка «Реализм в русском искусстве второй половины XX века». Более ста работ из частной московской коллекции Сергея Коростелева, широко известные российские художники, чьи картины находятся в постоянной экспозиции музея, и те, чьи работы оказались здесь впервые.

В залах Корпуса Бенуа Государственного Русского музея можно увидеть картины и скульптуры классиков советского искусства: Гелия Коржева, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Валентина Сидорова, Владимира Стожарова, Виктора Иванова, Алексея Грицая, Сергея Герасимова, Петра Оссовского, Николая Андронова, Натальи Егоршиной, Ивана Сорокина, Юрия Кугача, Михаила Переяславца, Ивана Коржева, Александра Бурганова. Впервые выставлены работы Андрея Курнакова, Александра Грицая, Михаила Кугача.

К сожалению, в последние десятилетия почти никто из этих художников не имел персональных выставок. Напористое актуальное искусство вытеснило реализм из залов и галерей. Для выставки в Русском музее картины собирали по всему миру: часть нашли в частных коллекциях в Испании, несколько полотен привезли из США.

В сознании большинства россиян слово «реализм» прочно связано с определением «социалистический», и это, возможно, кому-то помешает открыто и непосредственно воспринимать представленные работы. Хотя подлинный реализм в этих картинах связан с социализмом лишь географически — все происходило на территории одного государства. В официальном реализме гремела и сверкала идея торжества социализма, а работы последователей русской реалистической школы наполнены очарованием и простотой народного бытия. Молодые женщины в заплатанных валенках по талому снегу несут на коромысле полные ведра на полотнах братьев Ткачевых. Непролазная весенняя распутица на картинах Алексея Грицая, заброшенные церкви в работах Владимира Стожарова и Андрея Курнакова — все это реальная действительность жизни большинства советских людей. И не только эпохи оттепели, но и всех последующих десятилетий.

Конечно, расцвет русской реалистической школы второй половины прошлого века связан с именами художников-шестидесятников, большинство из которых объединяет схожая судьба людей, прошедших войну, отношение к жизни, к профессии. Один из самых известных мастеров этого поколения Гелий Коржев называл художников «духовными летописцами современности».

Где-то там, далеко, с официальных трибун, гремели фанфары о стройках социализма, портреты ударников труда заполняли официозные выставки. А совсем рядом, в ближайшей деревне, герои картин художников-реалистов вручную убирали картошку на колхозном поле, а потом на своем горбу, по размытой земле, тащили огромные корзины к ближайшему хранилищу...

Большинство художников-реалистов обратились в то время к изображению крестьянского быта, природы: именно здесь находили они ответы на многие вопросы и сюжеты для картин. Тем более что деревенская, крестьянская жизнь была близка большинству от рождения. На выставке представлены не только идиллические картины русской и советской деревни в живописи Валентина Сидорова, братьев Ткачевых, но и «суровый стиль» в работах Виктора Иванова, Петра Оссовского. Патриархальность деревенской жизни Русского Севера у Владимира Стожарова становится вневременной, былинной. Его младший современник Александр Грицай отражает жизнь северных деревень с глубокой болью, искренне переживая об их запустении и скорой гибели, о безвозвратно утрачиваемых вековых традициях народа.