Обаяние авангарда

02.12.2012

Елена ФЕДОРЕНКО

29 ноября в галерее «Элизиум» в Центральном Доме художника открылась выставка «Художники театра К.Я. Голейзовского. 1918-1932» — к 120-летию со дня рождения хореографа.

По сути, вернисаж продолжает цикл выставок, посвященных авангардному театру. (Первая — «Памятники русского театрального авангарда» — состоялась в 2006 году). В наше время Голейзовский — классик, о котором говорят не иначе как с восторгом и придыханием. На самом деле, великий хореограф начинал с авангардной хореографии, которая раздражала власти. Но чем еще мог заинтересоваться молодой человек ренессансного взгляда на мир, что обладал безграничной пластической фантазией, отлично рисовал, сочинял стихи, блестяще знал музыку и литературу, в ту короткую советскую эпоху, когда передовая художественная мысль приветствовала авангард, как недавно народ — революцию?

У Голейзовского в записях есть пометка о том, что противостоять времени — бессмысленно. И время же подтвердило: поколение новаторов формировалось на протесте по отношению к классике, приветствовало свободную индивидуальность. Таким и был Голейзовский, чей художественный мир всегда оставался независимым, единым и неделимым: танец, костюмы, сценография, свет — все важно, все равновелико, все сообразно себе и своим представлениям о мире и об эпохе.

На выставке собраны редчайшие фотографии и работы 11 художников, с которыми сотрудничал хореограф, а также произведения самого Касьяна Ярославича. Эскизы Георгия Пожидаева к балету «Маска Красной смерти» воспринимаются кубической стилизацией; произведения Анатолия Петрицкого, наподобие «Рыцаря на коне», навеянного титульным персонажем оперы Россини «Вильгельм Телль», выглядят гимнами театральному конструктивизму; концептуализм изобретательного Бориса Эрдмана представлен рыжим погонщиком из балета Сергея Василенко «Иосиф Прекрасный». Среди художников, с которыми сотрудничал Голейзовский, — тонкий график Петр Галаджев, в чьих работах кубизм и конструктивизм переплелись в особо изящных и пикантных формах, как, например, в костюмах для эстрадного коллектива «Синяя блуза». А Николай Мусатов позы обнаженного тела подчеркивал летящими лентами и тканями. Гордые жесты героев, энергия поступков — в работах Сергея Юткевича и Александра Родченко.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть