Как хороши, как свежи...

16.03.2012

Александр ПАНОВ

В московской Галерее «Дом Нащокина» открылась выставка «Как хороши цветы! В них райская есть слава…» В ее подготовке приняли участие около десятка российских музеев и частные коллекционеры. Это один из самых масштабных проектов камерной галереи, обреченный на зрительский успех.

Галерея «Дом Нащокина» не в первый раз замахивается на выставки музейного уровня. Достаточно напомнить, что именно с ней после долгой конфронтации с Москвой начал сотрудничать петербургский Русский музей. Сейчас в проекте участвуют музеи Рыбинска, Вологды, Тулы, Волгограда, Рязани... В игру вступили коллекционеры, придав экспозиции оттенок парада раритетов. А если принять во внимание, что тема общедоступная — образ цветов в русском искусстве трех столетий, а вернисаж совпал с мартовскими праздниками, понятно, почему на входе очередь за бахилами.

Выставка продлится до начала лета, когда в самом деле распустятся все цветы и можно будет сравнить искусственную живописную красоту с подлинным природным роскошеством. Пока же «Дом Нащокина» выступает в роли предвестника весеннего обновления — не голландским сморщенным тюльпаном, а нашим родным, пробившимся сквозь почерневший снег подснежником-первоцветом.

Напыщенный заголовок выставки — это цитата от благополучно забытого опуса «Прости» Константина Бальмонта. Стихотворение было опубликовано — пришлось вспомнить — в сборнике «Белый зодчий», о котором гениально отозвался поэт Владислав Ходасевич: «Его (Бальмонта) самовлюбленность очень интересна психологически, но она лишает его критического чутья».

Это самое чутье отказало и галерее, погнавшейся за количеством в обход качества и здравомыслия. Гербарий не есть художественный феномен. Так, кстати, делаются фирменные «тематические» выставки в Русском музее: про красный цвет, про парные портреты, про воду, про дорогу, про праздники... Дружба с музеем Галерею «Дом Нащокина» отчасти подвела.

Спору нет, экспозиция очень эффектна. Возникает ощущение, что тема цветов была главной в русском искусстве — от анонимов XIX века до современных художников. Цветы рисовали и авангардисты вроде Натальи Гончаровой и Аристарха Лентулова, и нынешние примитивисты — Владимир Любаров и Люся Воронова, и классики — Мартирос Сарьян и Петр Кончаловский, и современники в лице Натальи Нестеровой. Однако выставка не объясняет, как рисовали и зачем. Наслаждаться великолепной подборкой роскошных картин можно до бесконечности. Но все-таки хочется внятного высказывания, а не красивого подарочного альбома.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть