Испанский полет Петербурга

Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург

29.06.2012

В Эрмитаже открылась выставка знаменитого испанского архитектора Сантьяго Калатравы «В поисках движения».

Для музея этот проект — новый опыт в представлении авангардной архитектуры. Для Сантьяго Калатравы, одного из самых актуальных архитекторов, активно работающего на всех континентах планеты, выставка в пышных имперских залах Зимнего дворца тоже необычна. Творчеством испанца открывается целая серия экспозиций современных архитекторов, которую начинает Эрмитаж.

На выставке представлено около 150 архитектурных макетов, проектов и рисунков. Центральное место занимает знаменитая композиция «Волна» — ряд гигантских латунных брусков, уложенных параллельно полу, которые постоянно движутся и переливаются, как зеленая морская вода под порывами ветра. Переливается всеми оттенками ярко-зеленого цвета и другая композиция, расположенная на одной из вертикальных стоек. Волнуется, как колосья на ветру, сноп тонких металлических пластин. Вообще движение — главная особенность этой выставки. Поворачиваются в лучах прожекторов огромные терракотовые яйца, раскрашенные вручную, а макет ворот фабрики складывается в навесной козырек.

Сантьяго Калатрава — один из самых известных и плодотворно работающих архитекторов современности. Он реализовал более сорока крупных проектов по всему миру: музеи, вокзалы, мосты. Один из самых знаменитых — мост «Арфа Давида» в Иерусалиме, удивительное сооружение, состоящее из тонких натянутых струн. Здание оперы на острове Тенерифе, похожее одновременно на гигантскую морскую раковину и шлем греческого воина, вошло в список самых знаменитых построек Испании. В подарок родной Валенсии преподнес «Город искусств и наук» — грандиозный проект, превративший когда-то депрессивный район в один из самых известных в Европе культурных центров. Макет этого сооружения можно увидеть на выставке в Эрмитаже.

Свои проекты Сантьяго Калатрава называет «игрушками» — потому что, как рассказал архитектор, они создавались с радостью. «Я как будто играю в это», — объяснил он принцип своей работы. «Игрушки» Калатравы поражают масштабом замысла и свободным полетом архитектурной мысли: его мосты и здания как будто сгущаются из воздуха, вырастают из земли, как продолжение растущей травы и деревьев. Филигранные стальные опоры вокзала Ориенте в Лиссабоне подобны ветвям тропического леса, а стальные «лепестки» на крыше «Музея Завтра» в Рио-де-Жанейро напоминают панцирь на спине гигантского трилобита. Мир природы подсказывает не только образные, но и технологические решения — образцом для распределения массы при максимальной нагрузке архитектору служат птицы. Парящим птицам подобны мосты в Дублине и Харлеммермере — их макеты тоже представлены в Эрмитаже.

Открывая выставку Михаил Пиотровский сказал: «Я очень надеюсь, что выставка Сантьяго Калатравы будет иметь самый широкий резонанс и принесет серьезные результаты — она поможет воспитать хороший вкус у петербуржцев, у будущих архитекторов». Сам Калатрава заявил на открытии, что для него было бы великой честью построить что-нибудь в Петербурге.