Искусство как улика

16.03.2012

Александр ПАНОВ

Залпом сразу нескольких — очень разных по тематике и уровню — выставок в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) / Московском Доме фотографии официально открылась «Фотобиеннале-2012». Из пяти основных проектов отметим два, соответствующих одной из сквозных тем нынешнего смотра — «Америка в фокусе».

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МОСКОВСКИМ ДОМОМ ФОТОГРАФИИАмериканец Уильям Кляйн — «священная корова» для фотографов всего мира — от обычных репортеров до коллег в гламурных журналах. Его имя стоит на почетном 25-м месте в профессиональной сотне самых влиятельных фотографов мира. Однако фотодебют Кляйна — известного уже художника, вернувшегося на родину из Франции после работы в мастерской авангардиста-левака Фернана Леже, — был принят в штыки. Его альбом «Нью-Йорк. 1955» издали в Париже — американский Vogue, заказавший и спонсировавший фотосессию, от нее категорически отказался. Сразу после публикации на новоиспеченного фотографа обрушилась мировая слава.

Именно этот альбом и показывают теперь в МАММ. Сегодня сложно понять, что вызвало возмущение арт-директора Vogue Алекса Либермана, который и сам был склонен к радикальным экспериментам, правда, скорее в полиграфическом дизайне, чем в фотографии. Не то «ершистость» кадров, сделанных прямо на улице, без специального освещения, в манере буквального репортажа, с естественно возникающей зернистостью и размытостью. Не то сама натура — дети с пистолетами, уличные проповедники, нелепая реклама и ее «невинные» жертвы в супермаркетах.

Кляйн, по собственным словам, осуществил «жестокий наскок на город», его откровенное разоблачение. Современники считали его революционным художником — из-за бескомпромиссного отрицания всех правил и норм фотоискусства. Кляйн сегодня — живой классик. Московская гастроль его нью-йоркской фотосерии — безусловно, событие, хотя для профессионалов она уже стала неким подобием «Божественной комедии» или «Войны и мира». Альбом переиздавался несколько раз, и на книжных страницах, честно говоря, снимки выглядят вальяжнее, чем на отпечатках в музее.

Подлинной же сенсацией стала экспозиция, одно название которой не предвещало ничего хорошего: «Искусство архива. Фотографии из архивов полиции Лос-Анджелеса». В распоряжении именитого швейцарского куратора Тобиа Беццолы оказались подлинные снимки 1920–1950-х годов, сделанные для полицейского управления «города ангелов» — без всякой претензии на искусство. К каждому отпечатку прилагается фактографическая справка: вот, например, следственный эксперимент, рядом — рейд для изъятия нелегального спиртного во времена «сухого закона». Следом — место убийства и тут же сам виновник. Полицейские в строгих костюмах, черно-белый колор.

Не оставляет ощущение немыслимого эстетства в каждом снимке, будто это раскадровка классических фильмов «нуар». Видимо, «король жанра» Жюль Дассен ничего не выдумывал — так оно на самом деле и было. Пробитое двумя выстрелами автомобильное стекло напоминает очки, утопленник, выловленный под мостом, лежит в невыразимо изящной позе, буквально «изысканный труп» сюрреалистов. Вместо жесткой криминалистики оказалось сплошное искусство. По сравнению с которым отчасти поблек даже гуру Кляйн.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть