Исчадие рая

30.09.2012

Александр ПАНОВ

В Государственном музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка скульптур и графики французского художника Огюста Родена. Агрессивное вторжение его работ в классические интерьеры дворца, построенного Василием Баженовым и Матвеем Казаковым, а также на дворцовую площадь, музейную атмосферу не испортило. Роден еще при жизни стал классиком.

Привезенные в Царицыно скульптуры и офорты нынешним летом уже побывали в Петропавловской крепости. Организаторы международного проекта — коллекционер Патрик Карпентье, искусствовед Серж Гольденберг и примкнувшая к ним российский арт-дилер Светлана Рисунова — свое дело знают. Коммерческая составляющая налицо: все сорок скульптур — отливки 1998 года, гравюры — тиражные, хоть и выпущенные в количестве 125 экземпляров в 1897 году, при жизни Родена. Кто заинтересуется — платите.

(фото: ИТАР-ТАСС)Выставка в Хлебном доме завершается объяснением, что, согласно французскому законодательству, копии скульптур, сделанные по авторским слепкам, даже после смерти автора считаются подлинными. И с этим не поспоришь. Во-первых, легендарного «Мыслителя» Родена сегодня в музеях и частных коллекциях насчитывается двадцать одна штука, и все имеют сертификаты. Во-вторых, Роден в лучшие годы жизни своими руками формовал лишь глиняную фигуру, которая потом переходила в гипс или бронзу силами мастеровых или учеников. Роден превратил скульптуру в тиражное искусство — и это его первая революция.

Вторая революция Родена — сексуальная, случившаяся до всяких хиппи. Личной жизни классика может позавидовать любой участник Вудстока. С любимой и терпеливой Розой Бёре он знакомится в 1865-м, а женится в 1917-м, после чего через две недели она умирает — от счастья, видимо. Любовницу и ученицу Камиллу Клодель довел после разрыва до приюта для умалишенных. Пожалуй, все натурщицы так или иначе прошли через, скажем так, тактильный контакт, хотя бы потому, что Роден был от природы близорук. Но одно дело — изучать, а другое… Вот фрагмент из воспоминаний еще юной Айседоры Дункан: «Он начал растирать все мое тело, как будто это была глина, от него исходил жар, который опалял и возбуждал меня». Дальше цитировать не буду. Есть и другие источники: «Распутный фавн» (Эдмон де Гонкур), «Свиное рыло, упирающееся в модель» (Поль Клодель), «Когда он подходил ближе или отступал от модели, пол начинал скрипеть от этой неудовлетворенной мощи» (Стефан Цвейг). Я к тому, что в работах Родена на нынешней выставке все это очевидно. На моих глазах отец, явно неудавшийся художник, заставлял малолетнего сына перерисовывать в маленький блокнот одну из фривольнейших роденовских скульптур. Отец — идиот, потому что гениальную пластику Родена, а она действительно гениальна, ребенок не поймет, зато на школьной переменке будет рассказывать, как видел голых дядю с тетей и их рисовал.

У Родена, как в старом анекдоте, все голые. Даже у «большого» Бальзака, стоящего на царицынской площади и одетого в доминиканскую мантию (модель парижского памятника), из-под мантии торчит сами знаете что. А есть еще внутри дворца эскиз скульптуры обнаженного Бальзака, где это самое «что» превращается в мировое древо. Пресловутый «Мыслитель» (его тоже привезли в полный рост, если можно так сказать о сидящем мужике) должен был завершать собой композицию «Врата ада» для ворот парижского Музея декоративного искусства, который так и не открылся. И эти врата были бы таким пособием по физиологическим упражнениям, что «Камасутре» мало не покажется.

Нам не показали его поздние эротические рисунки — чтобы не добить публику окончательно. Но привезли офорты из малотиражного альбома, посвященного «Божественной комедии» Данте. Это не иллюстрации, только вольные фантазии. Странные, фантасмагорические, иногда совсем непонятные — блуждают какие-то тени. Но важно, что все это «Круги ада». Два или три «Чистилища». Тут нет «Рая». Для Родена, воспевавшего тело и телесные утехи, рай потерян.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть