Игры с вечностью

20.01.2012

Екатерина БЕЛЯЕВААлександр ПАНОВ

Завершился перекрестный год России в Италии и Италии в России

(фото: ИТАР-ТАСС)«Мы возвращаемся из Италии с новым мироощущением слиянности начал и концов, единства истории и современности, неразрывности личного и всемирного, правды вечного круговорота вещей…» — так заканчивал в 20-х годах прошлого столетия свои хрестоматийные «Образы Италии» Павел Павлович Муратов, назвавший эту страну «родным домом нашей души», подразумевая «всеотзывчивость» русской натуры. Год России в Италии и Италии в России — вроде бы вполне официозное, политесное мероприятие — вылился в неисчислимый ряд эстетических откровений. Главные из них еще доступны публике.

Одиннадцать работ Караваджо, самого желанного итальянского гения всех времен и народов, — это нереальная победа ГМИИ над всеми драконами. Ведь этот художник считается «невыездным», особенно те картины, которые исторически хранятся в римских церквях. А в Москву приехала одна такая — «Обращение Савла» из капеллы Черази церкви Санта Мария дель Пополо, которая первой встречала в Риме в XVIII—XIX веках всех путешественников из Европы — от Гёте до Гоголя.

Самая веселая картина выставки — обнаженный мальчик, смеясь, обнимает овна. В XVII веке ученые истолковывали сюжет как буколический — мальчишку принимали за античного пастушка. Хотя сомнения на его счет всегда имелись, понадобились три столетия, чтобы в «Обнаженном молодом человеке с козлом» (под таким названием картина вошла в собрание Капитолийских музеев) узнали Иоанна Предтечу. Все просто: Креститель обнимает овна — традиционное жертвенное животное, значит, главная тема — не изображение Предтечи, а образ Жертвы Христовой и Искупления; в углу картины растет пышный кустик коровяка — из него во времена Караваджо делали фитили для светильников, а чем иным как не «светильником горящим и светящим» был Иоанн?

В «Положении во гроб» из Ватиканской пинакотеки и «Обращении Савла» кроме необычного светотеневого решения (глаз непонятным образом фокусируется на распростертой на полу фигуре Савла и крупе коня, над ним нависающего) поражает умение Караваджо вписываться в заданное пространство. Он сознательно идет на искажение пропорций фигур ради правильности видения. В церковных капеллах негде было развернуться, и, чтобы рассмотреть картину, зритель должен подойти к ней вплотную. На выставке полотно можно рассмотреть издалека, и в этом смысле оно уязвимо, но чего не отдашь за право заглянуть в «кухню» гения.

Для торжественного закрытия перекрестного года Италия — Россия Петербург предоставил самую лучшую и, видимо, самую креативную в скором будущем площадку Эрмитажа — атриум восточного крыла Главного штаба. Итальянцы тоже на многие риски пошли ради презентации одной из ценнейших своих коллекций античного искусства — «Древностей Геркуланума» из Национального археологического музея Неаполя.

Это вторая за последние пять лет совместная акция российских и итальянских музейщиков — собрать в одном месте археологические находки из трех античных городов, погибших в результате извержения Везувия 24 августа 79 года.

Можно сказать, что Геркуланум был интеллектуальным и духовным центром, как бы маленькой итальянской Александрией.

Выставка в Петербурге вполне поддерживает миф о Геркулануме как о городе эстетов. Почти все объекты, представленные на ней, — разные части убранства Августеума, здания для церемоний императорского культа. Это колоссальные скульптуры императоров Августа в облике Юпитера Капитолийского и Клавдия. Бронзовая статуя Августа и статуя Агриппины, матери Нерона. Когда-то эти махины работали на государственную пропаганду — жители маленького городка должны были знать в лицо лидеров правящей династии, почитать Августа, благодаря которому в империи установился долгожданный мир. Сегодня эти точеные фигуры несут только эстетическую нагрузку и хорошо смотрятся в хайтековском храме искусств, который возвел в Главном штабе архитектор Никита Явейн, руководящий переоборудованием Главного штаба в главный храм искусства модернизма. Вокруг — изумительные фрески, в основном посвященные герою-основателю города Геркулесу.

Показанные в Петербурге в леденящей душу атмосфере белого атриума Главного штаба, «Древности Геркуланума» обрели какие-то новые загадочные черты, уводящие вдаль и от традиционного классицизма, и от имперского искусства. Делегация итальянских ученых это заметила, и после возвращения сокровищ домой старому неаполитанскому музею предстоит заняться переосмыслением роли и места данной коллекции внутри собрания. Это еще один важный итог Года Италии в России.

Москва.

ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Караваджо. Картины из собраний Италии и Ватикана. Выставка открыта до 19 февраля.

Санкт-Петербург.

Эрмитаж, Главный штаб.

«Древности Геркуланума». 

Выставка открыта до 12 февраля.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть