Сними меня по-французски

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

20.03.2015

Мультимедиа Арт Музей представляет выставку «Феликс и Поль Надары. Традиция и каприз», открывшуюся в рамках IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии–2015». Она посвящена легендарным фигурам французской фотографии. 

Феликс Надар (настоящая фамилия Турнашон, Надар — прозвище, которое переводится как «юла») в первую очередь прославился как блестящий карикатурист. В работе ему нередко приходилось использовать снимки — чтобы не обращаться к натурщикам. В целом Надар не воспринимал фотоискусство всерьез, несмотря на то, что ателье в середине XIX века появлялись в Париже как грибы. Ему принадлежит иронический кадр, где высмеивается новая мода: известный мим Дебюро в образе Пьеро воображает себя фотографом. Любопытно, что сказал бы мэтр, доживи он до наших дней.

Впрочем, этот вид искусства неожиданно захватил и его самого. Надар считается одним из основателей жанра портрета: из-за умения тонко передать характер и состояние модели. Кто только не попадал в его объектив... Однако Надар отдавал предпочтение выдающимся современникам — Александру III, Наполеону III, Петру Кропоткину. А также знаковым представителям парижской богемы. Например, Шарлю Бодлеру, с которым их связывала долгая дружба, Эмилю Золя, Эжену Делакруа, Александру Дюма, Жюлю Верну. Последний, кстати, пораженный энергией неутомимого Надара, увлекшегося аэрофотосъемкой и фотографировавшего Париж с воздушного шара, даже вывел его в «лунной» дилогии под именем Мишеля Ардана (анаграмма прозвища «Надар»).

Сын Поль, взявший псевдоним отца, продолжил дело Надара-старшего, когда последний стал слаб здоровьем и погряз в долгах из-за увлечения воздухоплаванием. Только в объектив сына, бывшего скорее бизнесменом, чем художником, попадали люди попроще — например, актеры, нередко разыгрывавшие в студии сценки из спектаклей. Впрочем, у этих фото, сегодня кажущихся немного наивными, свое очарование — ведь они сделаны в разгар Belle Epoque. Нежный портрет звезды того времени, танцовщицы Клео де Мерод — одно из украшений московской выставки.