Лубок принадлежит народу

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.02.2015

Российская национальная библиотека показывает сокровища из своих фондов. На выставке «Русская литература в зеркале лубка» около 50 красочных листов — источников не только народного развлечения, но и просвещения. 

Через лубок приобщались к высоким текстам: Священному Писанию или классикам литературы — Батюшкову, Кольцову, Некрасову. Кстати, как утверждают в РНБ, самую большую популярность за всю историю существования подобных картинок снискало стихотворение «Романс», написанное 15-летним Пушкиным.

— Мы сознательно приурочили выставку лубочных рисунков, низкого жанра, к Году литературы, — рассказала Елена Бархатова, заведующая отделом эстампов Российской национальной библиотеки. — Ведь с их помощью учились грамоте. А еще лубок был и средством массовой информации. Благодаря ему в глубинке получали, например, сводки с Русско-японской войны. Или могли увидеть портреты царской семьи.

Иными словами, лубок в XIX веке был чем-то вроде телевизионных новостей — очень простых, но не слишком оперативных. Еще его сравнивают с комиксом, востребованным в США — «плавильном котле» языков и наций. Впрочем, русский лубок — явление стилистически неоднородное. Поначалу он был грубоватым и примитивным — ведь создавался безымянными художниками. А уже в конце XIX века благодаря деятельности Сытина превратился почти в искусство. Щедрый книгоиздатель нанимал профессиональных мастеров, которые рисовали так, как их учили в Академии — соблюдая законы перспективы. Ну, а впоследствии русский авангард и вовсе вознес лубок на недосягаемую высоту.

Впрочем, на выставке в РНБ нет пестрых картинок Малевича или Лентулова. Хронология ограничена мирным временем, где и листок «Мыши кота погребают» (XVIII век), и иллюстрация к «Кавказскому пленнику» — приметы милой, старой России.