Дела сердечные

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.12.2014

В галерее «Восточная заграница» — выставка грузинского мультипликатора и режиссера Иосифа Самсонадзе «Сердце надежды». 

Биография художника причудлива. Суровое военное детство, ранний уход родителей. Затем — учеба на философском факультете, а после — исполнение мечты: Иосиф Самсонадзе стал студентом Тбилисской академии художеств. Его будущее как графика было практически определено, однако юноша выбрал мультипликацию. И продолжал создавать картины: тратил на это все свободное время.

Декоративные работы выполнены в сложной технике — акварель, белила, тушь. У художника не было отдельной мастерской, а писать маслом в тесной квартирке — непозволительная роскошь. Впрочем, бытовые обстоятельства не сделали его работы мрачными. Наоборот, их колорит — по-восточному жизнерадостный и яркий.

В графике Самсонадзе нередко угадываются аллюзии на современников или близких предшественников. Например, иносказательные «Homo Sapiens» (1985) или «Взлет» (1984) — изящный оммаж Дали. И в то же время картины, отсылающие к эпическому мировосприятию, глубоко традиционны. Пронзительные глаза царицы Тамары — точь-в-точь как на фреске в монастыре Бетания. Или совершенно библейский образ — мать с младенцем («Первенец», 1981). На другой работе — причудливое переплетение иконописной традиции с древней мифологией («Плодородие», 1976). А «Медея» (1985) — и вовсе обращение к античности.

Конечно, в идеале подобные произведения требуют подготовленного зрителя — способного воспринимать заложенные в них смыслы. Однако не разочаруется и тот, кто придет просто полюбоваться на «солнечные» картины. Ведь сердце поэта, как показано на одноименной работе (1977), горит для всех.