Правнучка за доктора отвечает

Александр ПАНОВ

31.07.2013

В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С.?Пушкина проходит выставка «Помыслы и Поступки: медали Джейн МакАдам Фрейд».

Дикое и святое имя Фрейд — это не шутка. Английский скульптор и медальер, 55?летняя именитая художница, чья первая выставка прошла, когда ей было восемнадцать,?— правнучка отца психоанализа. И дочь знаменитого живописца-натуралиста Люсьена Фрейда, работы которого после его смерти, случившейся два года назад, стали хитами самых престижных аукционов.

Медали г?жи Фрейд, скульптурки в форме медалей, являющиеся самостийными произведениями,?— вещи не очень понятные для отечественной публики. Они посвящены ужасам 11 сентября 2001?го в Нью-Йорке или кошмару смерти отца. Еще темам абстрактным, но объяснимым при желании. «Свой», а на обороте медали — «Другой». «Мгновение» — и «Воспоминание».

В ее авторских комментариях вечно фигурирует Айн Рэнд, американка российского происхождения, идеолог правого либерализма, создатель теории независимой личности, абсолютно солидарной с властью, если оная тебя не беспокоит. А ты не трогаешь ее.

Власть есть власть и нет ей узды. И от добровольного бронзовения никто не зарекался. У Джейн МакАдам Фрейд есть бронзовые медали, абсурдные по форме и гениальные по непонятному содержанию.

Вот такой анекдот про психоаналитика. Дочка рассказывает ему свой сон про банан. «И о чем это?»,?— спрашивает она отца. «Детка, бывают сны ни о чем»,?— целомудренно отвечает доктор. Текучие литые формы правнучки Фрейда — ни о чем. Но если приглядеться — всюду видишь навязчивый банан власти.