Рисуй меня по-французски

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

21.11.2014

В ГМИИ им. А.С. Пушкина — выставка «Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена». Сначала из прославленного музея, обладающего колоссальной коллекцией графики, собирались привезти работы Дюрера. Однако в итоге выбор пал на французских художников: в ГМИИ есть хорошая подборка живописи той же эпохи. 

Цель экспозиции — не только представить рисунок как самостоятельное произведение (кстати, за этот статус графике пришлось бороться не одно столетие). Но также раскрыть внутреннюю кухню: показать, как развивался замысел той или иной картины. Чтобы облегчить сравнение, некоторые произведения из ГМИИ и венского музея разместили рядом. Вот «Шарманщица» («Савоярка») Жана Оноре Фрагонара (1780-е): кокетливое изображение молодой женщины. С ней соседствует приехавший из Австрии графический лист «Девушка с сурком» (1780-е) того же автора. Работа фактически повторяет картину (или служит предварительным этапом к ней), но при этом выглядит гораздо выразительнее. Аналогичным образом можно сопоставить полотно Шарля Жозефа Натуара «Венера просит у Вулкана оружие для Энея» (после 1732-го) и подготовительный этюд.

Экспозиция аккуратно выстроена в хронологическом порядке. Здесь и XVII век: строгие работы одного из основателей классицизма Пуссена. Немало внимания уделено XVIII столетию, когда рисунок переживал настоящий расцвет. Можно увидеть не только игривого Фрагонара, но и, конечно, одного из грандов рококо Франсуа Буше. И наконец, XIX век. Неистовый романтик Эжен Делакруа представлен двумя работами, одна из которых — на шекспировскую тему («Гамлет и Горацио на кладбище», около 1828-го). А Жан Огюст Доминик Энгр, кажущийся чуть манерным предшественником нынешних неоакадемистов, — двумя карандашными портретами. Сдержанная, изящно выполненная — подобными выставками Москва совсем не избалована.