Святопись Земли Русской

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

07.11.2014

В ЦВЗ «МАНЕЖ» — масштабная выставка «Большая русская икона». Здесь представлено 300 экспонатов из коллекции Феликса Комарова, предпринимателя и мецената. 

Много лет назад он начал собирать иконы: покупал их по всему миру — в Германии, США, Аргентине, Канаде... И не просто складывал в запасники. Например, четыре года назад помог собрать иконостас для храма Святой Животворящей Троицы в Старой Полтавке, пожертвовав для него предметы из коллекции.

Нынешняя грандиозная экспозиция составлена из икон начиная с рубежа XVI–XVII до начала XX века. Здесь представлены крупнейшие иконописные центры: например, Палех, Мстера и Холуй, в наши дни занимающиеся лаковой миниатюрой. Или Кострома, мастера которой прославились в средние века. Там написана и одна из самых трогательных древних икон выставки, «Богоматерь страстная» (XVII век). Есть также северные иконы, и поволжские, и даже сибирские... А еще — созданные мастерами-старообрядцами.

Огромный зал «Манежа» позволяет исследовать происходившие в течение веков стилистические изменения. Иконописное искусство, каким бы закрытым и традиционным оно ни было, не могло отгородиться от мирского влияния. Строгие и условные иконы XVII века еще похожи на древнейшие изображения. А вот более поздние, особенно второй половины XIX — начала XX века, нередко сближаются с академической живописью. 

Однако и в этом случае изографы не отступали от канонов. Испытывая влияние барокко или классицизма, они продолжали создавать традиционные иконографические образы — будь то Богоматерь «Умиление» (ярчайшим примером которой является Владимирская икона Божией Матери, считающаяся заступницей Руси) или торжественная «Оранта»...

Вернисаж получился праздничным. Переливчато звучали колокола ярославской звонницы Владимира Дегтярева. Мужской камерный хор «Кастальский» исполнил песнопения Русской православной церкви. А лики святых на ярких иконах тепло глядели на людей: ведь кто-то, возможно, сегодня сделал к Храму первый шаг.