Мягкая сила города берет

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.10.2014

Лондон, Нью-Йорк, Токио, Рим, Москва... Вот неполный список городов мира, где установлены памятники, созданные Зурабом Церетели. Мастер отличается феноменальной работоспособностью. А еще — удивительной щедростью: он нередко дарит свои работы, несмотря на то, что монументальная скульптура — дело затратное во всех отношениях. На этот раз повезло Парижу. 25 октября здесь был торжественно открыт памятник Иоанну Павлу II.

Монумент высотой в 3,6 метра весит полторы тонны. Бронзовый понтифик, молитвенно сложивший руки, установлен в самом сердце французской столицы — в сквере под стенами Собора Парижской Богоматери.

В приветственной речи Зураб Константинович попросил принять скульптуру в дар от российского народа. Хотя казалось бы: зачем увековечивать память о человеке, способствовавшем развалу Советского Союза? На понтифика, избранного в 1978 году, поначалу возлагались большие надежды. Поляк во главе католической церкви — неужели забудет о братьях-славянах? Однако папа, выбравший прозападный курс, начал тянуть Польшу в сторону Европы. Уже в 1980-м, спустя год после его первого официального визита на родину, в Гданьске возникло движение «Солидарность», и Ватикан, не особо таясь, оказывал ему моральную поддержку. Борьба с коммунизмом на деле обернулась борьбой против Русского мира. Забыть это невозможно. Что касается католиков — не поляков, у них к Иоанну Павлу II свои претензии, иного характера, однако не менее серьезные.

Но давайте посмотрим на событие, произошедшее в центре Парижа, с другой стороны. Сегодня продолжается давление на Россию с помощью санкций. Франция, и уж тем более Польша — из числа наших самых бескомпромиссных европейских «партнеров». Тем символичнее выглядит широкий жест российской стороны. Мы доказали: даже в неблагоприятной обстановке можно устроить настоящий праздник. На открытие памятника, подаренного Россией, прибыли мэр французской столицы Анн Идальго, архиепископ Парижа кардинал Андре Вен-Труа, архиепископ польского города Лодзь Марек Едражевский...

Некоторые из присутствовавших на церемонии гостей сетовали: французы в своих речах хвалили исключительно поляков, поляки обращались только к французам, а как же русский грузин Церетели, как же мы, Россия?! А мы — первопричина и двигатель событий. Без нас не могут даже поставить памятник папе римскому, мы необходимы, чтобы подружились Франция и Польша. Наша мягкая сила гораздо эффективнее злобных и бессмысленных санкций.

В планах у того же Церетели — установить в Париже памятник Александру III около моста, названного в честь монарха. А пока полным ходом идет строительство Российского православного духовно-культурного центра на набережной Сены. Короче, куда Европе без России?