Вы такие видали Дали?

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.10.2014

В Московском музее современного искусства открылась масштабная экспозиция «Сальвадор Дали и медиа». Здесь художник раскрывается как гений маркетинга, ловко торговавший брендом имени себя. 

Творчество Дали пришлось на эпоху бурного роста средств массовой информации. Для него это было идеальным временем. Художник жаждал и умел создавать события, скандалы. И в итоге смог сам превратиться в феномен масскульта: длиннющие загнутые усы или диван-губы, на создание которого мэтра вдохновила Мэй Уэст, известны не меньше высунутого языка The Rolling Stones или разноцветных портретов Мэрилин Монро, сделанных Уорхолом. Кстати, последний фактически стал учеником Дали — в умении взаимодействовать с прессой и гарантированно получать свои 15 минут славы.

Выставка подробно освещает взаимоотношения каталонца и СМИ. Он часто позировал для обложек — принимая величественные позы и фирменно тараща глаза. Иронично обыгрывал штампы собственного имиджа — например, делал вид, что рисует усами вместо кисточки. Не отказывался от изготовления рекламы. Серия изображений, сделанная для чулочного бренда Bryans, произвела фурор. И, конечно, не раз придумывал обложки для журналов. 

Надо сказать, что, даже пускаясь во все тяжкие и работая над оформлением таких крайне специфических тем для The American Weekly, как «Промышленная жизнь» или «Покорение воздуха», Дали не изменял себе. Он создавал безошибочно узнаваемые образы — леди с цветочными головами или слоны на тонких ножках. То ли публика была достаточно искушенной, а, может, журналы — слишком дорогими, но подобные штучки шли на ура. В итоге, как свидетельствуют цифры в отдельном, посвященном статистике зале, все работало на капитализацию бренда. Скажем, Sotheby’s с 2000 года продали работы Сальвадора Дали на сумму 112 миллионов долларов. Вот она — сила таланта в действии.