А король-то — юный

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.10.2014

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет ретроспективу «Элвис. Рождение легенды». Экспозиция задумывалась как российский дебют фотографа Альфреда Вертхаймера, но, к сожалению, оказалась мемориальной. Мастер скончался 19 октября — за неделю до открытия выставки. 

Привезенные в Москву 60 черно-белых снимков сделаны в основном в 1956-м, когда 26-летний фотограф получил заказ от нью-йоркского лейбла RCA Victor Records: снять одного начинающего певца. Элвису Пресли тогда едва стукнул 21 год. Впрочем, до начала массовой истерии оставалось всего ничего: в том же 56-м он записал суперпопулярный сингл «Heartbreak Hotel», выпустил дебютный альбом, возглавивший хит-парад на десять недель, сыграл в фильме «Love Me Tender»... 

А пока Вертхаймер фотографировал малоизвестного Элвиса. Неудивительно, что его подпустили «к телу» очень близко. Он заглядывал в гримерную, ходил вместе с певцом в закусочную, путешествовал на поезде в Мемфис, к семье Пресли... Апогеем «вуайеризма» стала сделанная за кулисами фотография «Поцелуй», запечатлевшая незнакомку в объятиях певца. Кстати, героиня фотографии объявилась спустя десятилетия и долго допекала Вертхаймера, требуя законную долю славы.

Cъемка задумывалась как постановочная, но кадры получились репортажными. Элвис на них — красивый, большеглазый, немного стеснительный подросток. То развлекающийся чтением писем поклонников (чтобы потом разорвать на мелкие кусочки), то показывающий записи, сделанные в Нью-Йорке бывшей школьной подружке. Простой, наивный, чуть-чуть позер — и пока еще получающий удовольствие от славы. Выставка поневоле заставляет задуматься: почему именно этот юноша — один из тысяч других — сумел стать королем рок-н-ролла? Впрочем, нужно лишь заглянуть в один из залов, где крутят видео Элвиса, и сразу отпадают все вопросы.