Модельный ряд

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

24.10.2014

В Государственной Третьяковской галерее прошел вернисаж «Магия тела. Рисунок конца XIX–ХХ веков». Это вторая часть масштабного проекта — предыдущая была посвящена «обнаженке» в живописи и скульптуре. На этот раз в центре внимания — графика. 

В первом зале — одалиски Зинаиды Серебряковой. Небольшие эскизы панно для Казанского вокзала поражают совершенством и чуткостью пластических решений, изяществом колорита... На соседних стенах — тоже классика: академичный рисунок сангиной Александра Яковлева и чуть декадентские работы Валентина Серова.

Также из любопытного — динамичные этюды Владимира Лебедева, сделанные ламповой копотью, а еще — акварельные штудии Кузьмы Петрова-Водкина и целый зал, отведенный под картины «бубновалетовца» Михаила Ларионова. Как и предыдущая часть проекта, выставка — наглядная демонстрация постепенного выхода из моды фигуративного искусства. Графика становится все более абстрактной, а тело, ранее изображавшееся совершенным, деформируется, превращается в набор линий или цветовых пятен. 

Некоторый откат в сторону предметности характерен для работ мастеров группы «Тринадцать». Это и стремительные, изысканные по колориту акварели Татьяны Мавриной, и пунктирный рисунок Даниила Дарана... Однако ведущий творческий метод советских художников, соцреализм (для которого код телесности был чуть ли не главным), на выставке почему-то представлен скупо: лишь двумя листами Дейнеки. И очень жаль. После окончания просмотра хочется вернуться, чтобы еще раз полюбоваться красавицами Серебряковой — идеальными, похожими на античные статуи и при этом напоминающими самого автора: загадочной полуулыбкой или разлетом черных бровей. Все-таки классические каноны красоты, ставшие генетическим кодом европейского искусства, невозможно так просто стереть из памяти. Даже самыми смелыми экспериментами.