17.10.2014
Показаны работы грандов: например, Джулии Маргарет Кэмерон, легендарной женщины-фотографа викторианской эпохи. На снимке — дочери ее друзей, изображающие героев популярной истории Жак-Анри Бернардена де Сен-Пьера: Поля и Виржини. Далее — цветные опыты начала XX века: размытые пикториальные кадры Эдварда Стейхена, напоминающие импрессионистские картины. Затем — подборка резких ракурсов Родченко, а также опыты Рене Магритта: известный живописец, оказывается, баловался фотографией, придумывая к работам заумные названия. Например, изображение мужчины в купальном костюме и с книгой, прикрепленной к спине, озаглавлено: «Серый кардинал» (1950).
Есть, конечно, снимки кинозвезд — Марлен Дитрих и Мэрилин Монро. А еще — острые документальные кадры, показывающие, как репортаж постепенно превращался в искусство. Например, Доротея Ланж сфотографировала грустную худую женщину с тревожным взглядом — 32-летнюю Флоренс Томпсон, продавшую шины от автомобиля, чтобы купить детям еды («Мать-переселенка», 1936). Или другой, еще более известный снимок — репортерская удача Роберта Капы, запечатлевшего момент смерти лоялистского ополченца во время гражданской войны в Испании (1936).
Всех авторов не перечислишь — здесь и хулиган Роберт Мэпплторп с неожиданно безобидным фото, и не менее скандальная Диана Арбус, и сюрреалист Ман Рэй, и даже Картье-Брессон со странным кадром — любовной сценой, подсмотренной где-то в отеле в Мехико...
Главная задача выставки — показать иллюзорность представлений о «правдивости» жанра портрета. Их высмеивает, например, Филип-Лорка ди Корсия, в чьих тщательно выстроенных, «документальных» кадрах люди внезапно оказываются актерами, а их личные вещи — бутафорским реквизитом. Фото — не отображение жизни, оно живет по своим законам. Но даже зная это, хочется, например, остановиться у снимка мадам Явонд из серии «Богини», где изображена светская дама: в роскошном туалете, с изящными бровями, алебастровой кожей. Если уж обманываете — делайте это красиво.