Неофициальные лица

Александр ПАНОВ

19.07.2013

В Российской академии художеств проходит фотовыставка Бориса Сысоева «Друзья, художники, художники-друзья».


Профессиональный журналист, Сысоев никогда не имел артистических претензий. Хоть и работал по заказам Третьяковки, «Пасхального фестиваля» Валерия Гергиева, еще раньше делал портреты советской богемы для «Огонька» и Paris Match. Но десять лет назад принял приглашение стать «добровольным летописцем Академии». РАХ отблагодарила за труды камерной, но очень выразительной ретроспективой.

Несколько архаичное название оправдано: Сысоев снимал тех, с кем дружил и кто был ему интересен не только как знаменитый художник, а прежде всего как человек. Тут нет официозных портретов. Герои или за работой в мастерской, либо в неформальных ситуациях. Вот Зураб Церетели обнимает Ольгу Свиблову или вешает памятную медаль смущенному космонавту-художнику Алексею Леонову. Прямо в объектив пускает папиросный дым Борис Жутовский. А Ефрем Зверьков демонстративно проходит, не глядя, мимо феминистического диптиха Татьяны Назаренко, хоть оба — действительные члены Академии.

Самая пронзительная работа — предсмертный портрет Иллариона Голицына. Он, мастер офорта, на фоне печатного станка рассказывал фотографу о трагической судьбе отца, художника и учителя.

Некоторые портреты художников?друзей красноречивее их картин или скульптур, рядом с которыми они сняты. В этом — талант фотографа.