Роскошь навсегда

25.09.2014

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Изящный вензель ВККН, изображенный на сервизе великого князя Константина Николаевича, скупые супрематические узоры Суетина, фирменная роспись «кобальтовая сетка», памятные с детства фигурки животных — пузатые снегири, важные медведи... В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох», приуроченная к 270-летию со дня основания одного из старейших российских предприятий. 

При создании огромной экспозиции, состоящей из более тысячи предметов, было решено отказаться от хронологического принципа. Каждый зал посвящен определенной теме (городам, музыке, театру, спорту), и на соседних стендах нередко можно увидеть предметы из разных эпох. Например, рядом с чуть потертым блюдом сервиза «Собственный» (не ранее 1756–1762), принадлежавшим Елизавете Петровне и считающимся одним из первых изделий завода, обнаружить лаконичный агитационный фарфор — сервиз «Юбилейный» (1927), расписанный Сергеем Чехониным. По соседству — «Нефть» с изображениями буровых установок: заказ «нулевых» (2004). А в зале с анималистическими скульптурами, снискавшими особую популярность в советские годы, — утонченную «Левретку» (1820–1830-е), памятник любимице Екатерины II. 

Изделия ИФЗ принято ассоциировать с высоким стилем — классицизмом, рококо. Однако даже это предприятие, заказчиком которого много лет выступал императорский двор (заводу порой запрещали продавать фарфор простым смертным), не смогло отгородиться от влияния различных эпох. В экспозиции можно увидеть вещи, далекие от парадного стиля: поражающий необычной геометрией «Чайник» Малевича, нежную вазу «Портрет ирисов» (2012), расписанную Татьяной Чапургиной... Однако, судя по сегодняшним роскошным сервизам, пышный декор — единственно достойный такого материала, как фарфор, — исчезать вовсе не собирается. 


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть