Семейный портрет в интерьере

Александр ПАНОВ

07.07.2013

В отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка с непритязательным названием «Илларион Голицын (1928-2007). Рисунок, акварель, гравюра». Отдел графики ГМИИ, в котором хранится почти полторы сотни работ мастера, на все лето открывает свои запасники в честь юбилея знаменитого советского художника. Экспозиция дополнена произведениями из семейного собрания.

Это первая часть дилогии, приуроченной к 85-летию Голицына — осенью Третьяковка готовит большой показ его живописи и скульптуры. Но Пушкинский не только более точно подоспел к дате (Илларион Владимирович родился 20 мая), но и показывает лучшее из голицынского наследия — бесподобную графику, благодаря которой он навсегда останется в истории русского искусства.

Ученик, духовный наследник и сосед по знаменитому художническому «Красному дому» в Новогиреево легендарного мастера гравюры и теоретика искусства Владимира Фаворского, Голицын привнес в наше искусство 60-х революционную строгость и дерзость ВХУТЕМАСа 20-х.

И одновременно аристократические традиции русской классики. Потомок древних родов Голицыных и Шереметевых, Илларион Владимирович в 80-90-е годы главной темой своих нежнейших акварелей выбрал домашние интерьеры со старинными портретами предков на стенах.

Некоторые работы с выставки

Графика Голицына практически бессюжетна, но философически многослойна. Он разделял глаз «видящий», фиксирующий форму и цвет того, что перед тобой, и глаз «знающий», прозревающий суть. Художник был остр на оба глаза.