Искусство без условностей

Александр ПАНОВ

14.06.2013

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард», организованная музеем, лондонской «Галереей Тейт» и благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» при поддержке Британского Совета. В Москву привезли более 80 предметов из музейных и частных коллекций США и Великобритании — живопись, графику, произведения декоративно-прикладного искусства. Это первые гастроли прерафаэлитов в России, причем в наших музеях их вещей нет вообще. В ГМИИ выставку считают главным проектом года, он готовился почти пять лет.

«Братство прерафаэлитов» было основано студентами лондонской Королевской Академии художеств в 1848 году как ответ на засилье академической живописи, истоки которой они видели в творчестве Рафаэля и его школы. Потому и обратились к временам «дорафаэлевским», прежде всего к итальянскому искусству XV столетия. Товарищество просуществовало всего пять лет, но в середине 50-х XIX века появилось новое поколение, исповедовавшее те же художественные принципы. На выставке собраны работы и последователей общества прерафаэлитов вплоть до конца XIX столетия.

Масштабная экспозиция продумана и тщательно выстроена по шести разделам. «Спасение» — это картины на религиозную тему, но имеется в виду и возрождение подлинного искусства как такового. «Образы прошлого» — главный мотив у прерафаэлитов с их принципиальным пассеизмом и романтической отстраненностью от повседневности. «Природа» — тоже важный сюжет: художники чуть ли не первыми в британском искусстве стали работать на пленэре. «Красота» — пленительные женские портреты. Члены братства были молоды, и внутри сообщества бушевали амурные страсти. «Поэтическая живопись» — раздел, целиком посвященный Данте Габриэлю Россетти. Наконец, «Утопия» — образчики декоративно-прикладного искусства: у художников была своя фирма по производству тканей, ковров и даже мебели.