Игры в старину

Александр ПАНОВ

08.06.2013

ГАЛЕРЕЯ «Наши художники», часто показывающая произведения авторов поколения первой волны эмиграции, на основе нескольких частных коллекций собрала прелестную выставку «100 работ Александра Бенуа». Ее формальным поводом стало приобретение галереей считавшихся утерянными французских дневников Бенуа с 1925 по 1950 год, которые готовятся к публикации. Но куратор проекта Наталия Курникова говорит и о сверхзадаче — «реабилитации Александра Николаевича как художника».

Имеется в виду, что Бенуа сегодня воспринимается как идеолог и основатель объединения «Мир искусства», критик, искусствовед, музейщик, мемуарист, декоратор, но его живопись и графика остались где-то в стороне. Не совсем так — вещи для экспозиции предоставили около десятка собирателей. На антикварном рынке художник Бенуа существует и котируется. Другое дело, что его полноценная выставка в России состоялась в Третьяковке больше сорока лет назад. И «вживую» Бенуа в достаточном объеме мы практически не видели.

А это нужно, чтобы понять «мирискуснические» игры в старину, нарочитый пассеизм, увлеченность прошлым, пушкинским Петербургом и Версалем эпохи Людовика XIV. Было то стилизацией или искренней позицией? Красивым декадентским жестом или художественной (контр)революцией?

Выставка в «Наших художниках» скорее располагает к гедонизму глаза, а не работе ума. Но каждому свое.