Этот хлам у них панком зовется

Ольга АРТЕМЬЕВА, Нью-Йорк

01.06.2013

В Нью-Йоркском музее Метрополитен проходит выставка «Панк: от хаоса до кутюр», посвященная влиянию этого направления на высокую моду.

Выставка открылась торжественным приемом, где гости щеголяли в тематических (по крайней мере, в их представлении) нарядах — с обилием традиционной «британской» клетки, сеток, кожзама и шипов. Сара Джессика Паркер ходила с невероятным золотым сооружением на голове; Кэти Перри облачилась в золото целиком — на голове корона, в ушах кресты, посреди платья почему-то вышита икона; Кристин Стюарт пришла в красном атласе, панком вроде бы не сертифицированном. Как обычно, кошмарнее (и одновременно — лучше) всех выступила Мадонна, явившаяся в образе самой себя начала 90-х, когда поп-дива не появлялась на публике без чулок в сеточку и кожаного ошейника.

Этот парад чудачества интересным образом задал тон собственно выставке, ради которой все и затевалось. Ведь пестрые дизайнерские необыкновенности говорят не о глубоких познаниях знаменитостей на заданную тему, но о том, что довольно панковское по своей сути желание заявиться на красную дорожку в рваных колготках просто неискоренимо.

Похожий казус случился и с самой выставкой, что продлится до 14 августа, но на которую уже сейчас дружное нью-йоркское арт-сообщество в едином порыве убеждает потенциальную аудиторию «не тратить время и деньги». Вердикт в отношении мероприятия, курируемого представителем Института кос­тюма Эндрю Болтоном, вынесен в заголовок рецензии в The New York Times: в этом панке слишком много кутюр и слишком мало хаоса.

Формально придраться к работе, проделанной Болтоном, сложно — экспозиция организована тематически, выстроена хронологически и честно старается все эти дырявые платьица (Chanel), юбки из мешков из-под мусора (Moschino) и прочие шедевры систематизировать и привести к единому знаменателю. Проблема, очевидно, заложена в многострадальном названии: хаос плохо конвертируется в кутюр, да и во что-либо еще. Едзи Ямамото, Джуниа Ватанабе, Кристофер Бейли, Мартин Маржела, Рей Кавакубо, Кристофер Кейн и компания впитывают в себя лестные панковские атрибуты — те же клетка, бархат, ремни с шипами, плюс — здесь наделать дырок, тут порвать, там использовать предмет не по прямому назначению. В лучших модных проявлениях получается практически живопись — сюрреализм, иногда импрессионизм. Но только панк в этой компании ютится где-то на периферии зрения — щедро представленными портретами Сида Вишеса, Джонни Роттена, Джо Страммера и других знатных представителей. Небольшое дизайнерское чудо являют собой Вивьен Вествуд и покойный Александр Маккуин — но с ними такое случалось регулярно, и тесные родственные связи обоих с панком настолько очевидны, что было бы неожиданно, будь оно наоборот.

Больше всего «От хаоса до кутюр» напоминает учебник: даты расставлены, имена названы, присутствует даже пресловутый исторический контекст. Любителям моды будет, безусловно, интересно. Поклонникам же панка ловить в данном случае нечего. В конце концов, Сид Вишес большую часть своей карьеры вообще провел полуголым.