Цветовед-любитель

Александр ПАНОВ

26.05.2013

Выставочная программа Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» в этом году состоит из выставки «Хуан Миро. Образы» в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре — большого показа поздних работ испанского классика модернизма, и ретроспективы Татьяны Мавриной «Волшебство кисти» в Петровском пассаже — подборки графики знаменитой советской художницы из коллекции семьи Цурко.

Но если сюрреалист-абстракционист Миро — это блюдо для гурманов, то Маврина, знакомая всем по иллюстрациям к детским книжкам, наивно-лубочная, яркая, игровая, кажется вполне демократичной. Устроители выставки специально добавили в экспозицию дымковские игрушки, матрешек, свистульки, намекая на истоки творчества. Да и показывают Маврину не в музее, а в магазине.

Но это кажущаяся простота. Художница училась во ВХУТЕМАСе, гнезде позднего русского авангарда, входила в знаменитую группу «13». В ее акварелях и гуашах гораздо больше от французов-фовистов, чем от дымковских поселянок. Да, она рисовала подмосковные пейзажи с котами, конями, козлами и сороками. Да, играла в наив. Еще очень любила натюрморты с цветами. Но не цветы, а чувство цвета выдают в ней подлинного мастера европейской выучки. Ну а ранние довоенные ню — это чистейший Париж.