Подсматривать — хорошо

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

30.05.2014

«Когда б вы знали, из какого сора...». Известная ахматовская строчка вряд ли относится к экспозиции «Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина», включающей в себя около двухсот произведений XVIII – начала XX века.

На первый взгляд, в залах Государственной Третьяковской галереи показан отработанный материал — «черновые варианты» хрестоматийных картин вроде «Последнего дня Помпеи» Брюллова или «Похищения Европы» Серова. Однако выставка интересна тем, что позволяет удовлетворить вуайеристское любопытство — увидеть «кухню» художника. А заодно проследить, как создавалась известная работа — выстраивалась композиция, находились колористические решения...

Среди представленных авторов — Суриков, Крамской, Поленов, Ге, Маковский. Не обошлось, конечно, и без «тяжеловеса» Александра Иванова, двадцать лет работавшего над картиной «Явление Христа народу» и оставившего бессчетное количество подготовительных материалов. Некоторые из его рисунков включены в экспозицию в Третьяковке («Дрожащий мальчик», 1833–1840-е). Можно увидеть и другие раритеты — первый вариант «Запорожцев...» (1878) Репина или выполненный Кустодиевым портрет Бакста (1910).

Отдельные работы выглядят полноценными произведениями — например, эскиз неосуществленной картины Петра Басина «Смерть Плиния» (1820-е). Большинство же, пусть и немного, но уступают известным вариантам. Однако в целом неудач нет. А значит, выставка будет интересна не только специалистам.