Переход на личности

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

23.05.2014

Государственная Третьяковская галерея отмечает 125-летие со дня рождения советского классика. В экспозиции «Петр Котов (1889–1953). Реализм как личный выбор» — более ста работ.

Сын иконописца, закончивший в 1916 году Петербургскую академию художеств, органично перешел в новую советскую действительность. Писал батальные сцены, индустриальные пейзажи, портреты выдающихся людей. При этом работал очень легко: в картинах Котова нет фальши. Он умел точно схватывать эмоциональное состояние даже высокопоставленных лиц («Портрет Н.Н. Бурденко», 1943).

Выставка дает возможность оценить и Котова-колориста. Особое влияние на классика соцреализма оказали модные на рубеже XIX–XX веков импрессионисты — это видно по тому, как свободно он владел кистью и умел тонко передать цвет. Правда, некоторые картины кажутся темными и даже мрачными — из-за преобладания глубокого зеленовато-коричневого тона («Портрет Н.Д. Зелинского», 1947). Однако в ряде других работ, наоборот, много легкости, воздуха, света. А краски яркие и сочные — считается, что почувствовать цвет художнику помогла поездка в Среднюю Азию в 1925 году.

Смерть Котова стала одним из сигналов заката эпохи соцреализма. Лауреат Сталинской премии второй степени оказался практически забытым. Но подобные таланты не должны быть известны лишь искусствоведам, и выставка в Третьяковке — шаг в верном направлении.